Дело не в вывеске: бренды-двойники ждёт долгая работа над содержанием

Автор фото: Сергей Карпухин/ТАСС
Заявка на товарный знак "Дядя Ваня" была отозвана спустя 2 недели после подачи, сообщил в пятницу Роспатент.
По данным СМИ, зарегистрировать знак под таким именем в категории "закусочные, кафе, кафетерии, рестораны, услуги баров, столовых и т. д." планировала компания "Русское поле — Логистик", входящая в выпускающую овощные консервы группу Ruspole Brands.
Документ в ведомство поступил после того, как председатель Госдумы Вячеслав Володин заявил, что на месте закрывающейся американской сети "завтра... уже должен быть не “Макдоналдс”, а „У дяди Вани“". Похоже, что заявитель в самом деле метил в бренд из США, ведь обозначение торгового знака было оформлено в фирменных цветах "Макдоналдса", только букву "М" повернули на 90° и, скруглив углы, получили в итоге "В".
В Роспатенте сообщили, что это не единственная за последний месяц попытка запатентовать бренд, до степени смешения похожий на известный иностранный. Подавалась заявка на "Идею", сильно смахивающую на "Икею". Впрочем, дальше подачи заявки и информационного шума в интернете дело, как правило, не продвигается.
"Чтобы обозначение получило правовую охрану, требуется прохождение двух этапов экспертизы (формальная экспертиза и экспертиза по существу), где происходит проверка обозначения на соответствие требованиям законодательства — Гражданского кодекса РФ и подзаконных нормативно–правовых актов, — отметили в Роспатенте. И добавили: — Наличие ранее зарегистрированного тождественного или сходного товарного знака, известного в России, является препятствием к регистрации заявленного обозначения".
Очевидно, что смена вывесок не гарантирует сохранение содержания. Михаил Гончаров, основатель "Теремка", российской компании, которой прочили лавры "Макдоналдса", доходчиво объяснил:
"Место “Макдоналдса” в России, конечно же, никто не займёт, так как аналогичного по сложности и системе бизнеса в России ни у кого сейчас просто нет... Всё это появляется за счёт десятилетий тяжёлого труда сотен тысяч руководителей, маркетологов и инженеров, да ещё и с помощью стимулирующих развитие мер правительства".
А значит, для полноценного замещения уходящих иностранных компаний мало посмотреть на букву М под другим углом. Потребуется серьёзная корректировка трудового и налогового законодательства, контроль за издержками, поставщиками, выстраивание логистических цепочек — то есть упорная работа властей всех уровней и бизнеса.