Петербургские отельеры ищут альтернативу зарубежным сервисам бронирования

Автор фото: shutterstock

Booking.com и Airbnb приостановили бронирование отелей в России. Петербургский гостиничный бизнес ищет альтернативные сервисы и развивает прямые продажи.

Отели Петербурга до 50% бронирований получали через сервис Booking.com, также часть клиентов предпочитали сервис краткосрочной аренды Airbnb. Приостановка их работы с гостиницами России для многих небольших отелей и хостелов может стать серьёзной проблемой и привести к закрытию ряда объектов, так как многие из них не развивали собственные каналы продаж, взаимодействуя только с этими сервисами.
Зато другие платформы бронирования, работающие в стране, отмечают всплеск интереса после временного закрытия Booking и Airbnb. Руководитель направления краткосрочной аренды "Авито Недвижимости" Артём Кромочкин отмечает, что до недавних событий "Авито" в сегменте краткосрочной аренды жилья занимало прочное положение. "Для нас это дополнительный поток клиентов, и они уже к нам пришли — мы ожидаемо видим рост арендодателей и предложений. И для нас это, конечно, дополнительная ответственность", — говорит он.
Руководитель отельного направления сервиса для планирования путешествий OneTwoTrip Денис Дроздовский рассказывает, что в России с этим сервисом работают все объекты размещения, внесённые в федеральный перечень туристических объектов. Многие из них подключены к OneTwoTrip через прямые контракты.
"Мы ожидаем, что приостановка деятельности Booking в России увеличит число наших отельных бронирований как для путешествий, так и в сегменте командировок. Мы уже видим всплеск по поискам, по продажам он также заметен. О масштабах пока говорить рано, однако мы ожидаем, что к нам придёт много клиентов", — отмечает Дроздовский.
Владелица хостела BookCase Евгения Соколовская говорит, что Booking был безусловным лидером российского рынка. Доля бронирований, которые приходились на эту платформу, зависела от отеля и от региона, но в целом независимым объектам размещения в Петербурге платформа приносила до 70% бронирований. "Многие маленькие отели работали исключительно с этим сервисом и не продавались больше нигде, не поддерживали свои сайты и соцсети. Им сейчас будет трудно перестроиться", — считает предпринимательница. В хостеле BookCase Booking.com приносил 30–50% бронирований в зависимости от сезона, Airbnb — до 30%.
Генеральный директор гостиницы "Адмиралтейская" Ольга Киселёва рассказала, что в её объёме бронирований Booking.com занимал не более 30%, а Airbnb и вовсе не был подключён. Теперь бронирования осуществляются через другие (российские) каналы, а также напрямую через сайт отеля. Для отеля произошедшее не фатально, хотя, безусловно, приходится перестраиваться, добавляет она.
"Для многих маленьких бизнесов это может стать последним гвоздём в крышку гроба, — говорит Евгения Соколовская. — Едва пережили пандемию, да и февраль — традиционно самый низкий сезон в Петербурге. Денег ни у кого нет, рубль падает, цены у поставщиков растут, а к сезону нужно ремонтироваться и запасаться расходниками, постельным бельём и полотенцами. Теперь ещё и не приходится ждать иностранных туристов, а у россиян денег на отпуск станет только меньше".
При этом российские площадки для бронирования по качеству услуг и объёму маркетинговых бюджетов пока не могут сравниться с Booking.com и Airbnb. Евгения Соколовская рассказала, что у многих из них сомнительная репутация и среди отельеров, и среди путешественников. К тому же некоторые российские платформы использовали временный уход иностранных игроков, чтобы поднять свою комиссию, и сейчас навязывают отельерам невыгодные условия. "Теперь я пересмотрю маркетинговый план и постараюсь использовать эту ситуацию как возможность увеличить долю прямых продаж", — говорит Соколовская.
Ольга Киселёва также отмечает, что для гостиничного бизнеса наступили сложные времена: может случиться исход международных компаний. Их место займут российские или азиатские игроки. "Колоссальная ниша, которую занимал Booking, сейчас освободилась. На мой взгляд, здесь может быть два варианта развития событий: либо эту нишу займёт крупный российский игрок (например, “Яндекс”), либо несколько игроков смогут разделить аудиторию Booking между собой", — полагает директор по развитию сети отелей Alean Collection Ольга Прохорова.
Управляющий директор компании по управлению деловыми поездками "Аэроклуб" Юлия Липатова уточняет, что в командировочном сегменте большинство агентств пользуются услугами российских агрегаторов гостиничного контента. "Полгода назад мы интегрировали модуль Booking.com в нашу корпоративную платформу онлайн–бронирования TIME, чтобы диверсифицировать выбор. Но основное преимущество Booking было в широкой базе объектов размещения за рубежом", — признаёт Юлия Липатова.