Более ста обменников в Петербурге рискуют закрыться к лету

Автор фото: Сергей Коньков

После запрета Банком России оборота наличной валюты финансисты предрекают смерть легальному рынку и ждут расцвета теневого оборота.

В минувшую среду Банк России запретил банкам продавать наличную валюту физлицам. И установил ограничение на выдачу со счетов и депозитов наличных иностранных денежных знаков в размере или эквиваленте $10 тыс. по курсу ЦБ РФ на день операции. Жёсткие ограничения носят временный характер — предполагается, что их действие продлится 6 месяцев, до 9 сентября 2022 года. Если ситуация изменится в худшую или лучшую сторону, ограничения могут быть как продлены, так и отменены досрочно.
Запрет на снятие наличной валюты со счетов был введён спустя неделю после массового повышения ставок по валютным депозитам практически всеми крупными банками. Альфа–Банк, например, отчитался, что за один день нового валютного вклада под 8% годовых сумел привлечь $0,5 млрд в целом по РФ. Сбербанк и ВТБ не раскрывают структуру вкладов, но известно, что первый привлёк эквивалент 1 трлн рублей за 2 дня, второй — 2 трлн рублей за 1 неделю. Обе кредитные организации резко повысили ставки по вкладам в долларах США, евро и рублях.
По данным ЦБ РФ, на 1 февраля жители Петербурга держали в банках на валютных срочных депозитах и счетах сумму, эквивалентную 670 млрд рублей, или четверть от общих вложений (2,7 трлн рублей). Регулятор не публикует структуру накоплений, предоставляя агрегированную цифру по всем валютным сбережениям, в том числе учитывая инвестиции в драгоценные металлы. На 1 января в банках находилось валюты в эквиваленте 660 млрд рублей, то есть на 6% меньше. Динамика официального курса доллара США и евро с 1 января по 1 февраля 2022 года составила 4 и 3% соответственно. Данные на начало текущего месяца, которые не отразят резкий приток валюты в первой декаде месяца, будут опубликованы лишь в апреле.
Пока наложенный запрет действует на руку банкирам и в интересах их крупных корпоративных клиентов. "Мы столкнулись с дефицитом валютной ликвидности, которую одновременно за пару дней перекрыли очередями в наши отделения из–за высоких ставок, — говорит руководитель филиала московского банка, пожелавший остаться инкогнито. — Решение ЦБ РФ даст эффект уже через месяц, когда должен был начаться обратный процесс, то есть массовое закрытие сверхсрочных валютных депозитов, размещённых под невиданно высокие ставки. Маловероятно, что за оставшееся время мы сумели бы найти столько валюты на рынке ввиду невозможности привезти её с Запада или приобрести по разумным для нас ценам на бирже".
По его словам, наличный лимит $10 тыс. на изъятие из кассы банка, распространённый ЦБ РФ на все операции до сентября 2022 года, позволит отсрочить назревавший дефицит наличности. И сгладить спрос как один из факторов, влияющих на рост курсов валют.
Решение регулятора сильно ударит по бизнесу банков, зарабатывавших на операциях с наличной валютой. Но говорить об этом публично никто не соглашается — критиковать свой надзорный орган в банковской системе РФ её участниками не принято. "Это политика, мы не комментируем", — заявили "ДП" в пресс–службе крупного московского игрока петербургского рынка наличной валюты.
С начала пандемии коронавируса в Петербурге в марте 2020 года по текущий момент сеть банковских отделений сократилась на 17%. Сейчас в городе, по данным ЦБ РФ на минувшую среду, работает совокупно 945 филиалов, отделений, офисов и оперкасс банков РФ.
С начала года количество банковских офисов в Петербурге практически не изменилось, сократившись всего на три точки из–за отозванных лицензий. В феврале ЦБ РФ прекратил работу астраханского Консервативного коммерческого банка, расчётного центра платёжной системы WebMoney, и "Восточного", поглощённого Совкомбанком.
Тотальное сокращение банковских офисов началось в Петербурге летом 2020–го, когда из–за падения туристического потока закрылись пункты обмена валюты в Пулково, затем — практически во всех крупных гостиницах города. Следующим этапом стал уход обменников со станций метрополитена и из крупных торговых центров. Банкиры же убеждали, что оптимизация затрат в виде закрытия отделений вызвана не падением спроса, а тотальной цифровизацией, когда обменивать валюту можно в интернет–банке (см. "ДП" № 90 от 15.07.2020, № 193 от 25.12.2020).
Рынок наличной валюты развивался как смежная услуга в полноценных банковских отделениях и отдельно в пунктах обмена валюты. Не считая крупных банков ("Санкт–Петербург", "Открытие", Альфа–Банк, ВТБ и Сбербанк, число отделений которых составляет половину от общего количества в городе), к заметным игрокам рынка наличной валюты можно отнести банки "Авангард" (31 офис в городе, по данным ЦБ РФ), "Таврический" (23), "Юнистрим" (14). Среди других игроков — РМП, "Кетовский", "РостФинанс", Энерготрансбанк.
"В обменники вбит последний гвоздь. Или поставлен тяжёлый крест. Или перевёрнута страница истории — пишите как хотите", — сказал "ДП" руководитель петербургского банка. По его оценке, в ближайший месяц может быть закрыто 25–30 обменных пунктов, к лету — до 100. Содержать штат и платить аренду без получения дохода экономически бессмысленно.
"Введённые ограничения коснулись и переводов. Согласно практике, трансграничные, даже в страны ближнего зарубежья, делаются преимущественно в валюте, — говорит Алина Бажулина, управляющий петербургским филиалом ФОРА–банка. — Ограничения почти всегда ведут к появлению нелегального рынка. Однако, насколько будет активен серый или чёрный, сказать трудно, поскольку сейчас в целом ограничен объём, который можно вывозить за рубеж".
По её мнению, как дальше будет развиваться ситуация, тоже не ясно. "Крупные спекулянты, особенно активные на рынке в 2000–х, практически канули в Лету ввиду жёсткого контроля со стороны финмониторинга. Всё–таки сейчас проблематично выбраться за границы России, так что чёрный рынок не будет так востребован, как в нулевые", — считает Бажулина. С другой стороны, эксперты намекают, что при запрете на покупку и стремлении населения владеть валютой спрос приведёт к появлению предложений.