Меченые гаджеты: техника подорожала перед очередным этапом маркировки

С 1 марта может начаться очередной эксперимент по маркировке товаров. На этот раз — электронных устройств. Тем временем на рынке сервисов для маркировки становится всё больше предложений, а потребительские цены растут.

С начала марта требования о маркировке коснутся целого ряда категорий. Прежде всего ожидается старт эксперимента по маркировке электроники. В список, по предварительным данным, должны войти 26 типов устройств: планшеты, смартфоны, электронные книги, печатные платы и т. д. Впрочем, в середине февраля Минпромторг сообщал, что итоговый документ пока ещё находится в стадии доработки. Также начинается эксперимент по маркировке безалкогольных напитков. Обязательная маркировка вводится для бутилированной воды.

Один серый, другой белый…

За последние несколько лет наносить марки уже стало обязательным на лекарства, табак, молочную продукцию, парфюмерию, обувь и ряд других товаров. В ближайшее время в добровольный эксперимент по маркировке, скорее всего, войдут рыбная продукция, радиоэлектроника, детские товары, крепкий алкоголь и сладкие напитки.
По данным BrandMonitor, объём торговли контрафактом в России в 2021 году составил от 4 до 6,5 трлн рублей, или 4–6% ВВП страны. Из них примерно 40% — это продажи поддельных продовольственных товаров и 60% — непродовольственных. Решить эту проблему и призвана маркировка.
При этом основная финансовая нагрузка из–за внедрения новшеств ложится на плечи предпринимателей. По словам владельца сыроварни "Костанян" Артака Костаняна, для крупных предприятий это накладно, но реализуемо. Малым же сыроварням внедрение этих систем не потянуть, бизнес становится убыточным. "Чтобы запустить маркировку, нам пришлось взять человека в штат, а это большие затраты. Доля “серых” предприятий на рынке была не так велика. Возможно, сейчас она и стала меньше. Но едва ли это был необходимый шаг", — утверждает он.
Ранее небольшие обувные ретейлеры жаловались "ДП" на то, что рост издержек привёл к подорожанию продукции. Из–за этого часть клиентов начала покупать более дешёвую обувь у нелегальных продавцов. В то же время, по данным исследования "Платформы ОФД" и Центра развития перспективных технологий, введение маркировки позволило "обелить" российский рынок на 35%. За 8 месяцев 2021 года из оборота было изъято 596 тыс. пар немаркированной обуви на 710 млн рублей. При этом количество точек, торгующих маркированной обувью, в Петербурге выросло на 25%, а объём продаж в натуральном выражении — на 22%.
Одним из пионеров цифровой маркировки стала табачная индустрия. Представители этой отрасли утверждают, что не сталкивались с функциональными проблемами ПО. Василий Груздев, директор по работе с органами государственной власти JTI Россия, считает, что система цифровой маркировки и прослеживания эффективно выявляет продажи нелегальных сигарет, то есть эффект от неё есть. Некоторые производители продукции в других отраслях тоже отмечают, что наладить работу с маркировкой у них получилось без проблем, а все вопросы решаются в штатном режиме.

Размер имеет значение

Так или иначе, инструменты для работы с маркировкой становятся нужны всем. Как выяснил "ДП", предложений хватает, причём потенциал рынка разнообразен. Решения есть для производителей, импортёров, дистрибьюторов, розницы. В каждой товарной группе свои особенности (например, маркировка лекарств, обуви и ювелирных изделий довольно сильно отличается), поэтому на рынке есть и узкоспециализированные сервисы, обращает внимание директор по маркировке IT–компании "Эвотор" Вячеслав Предыбайло.
Выбор продукта и способа маркировки зависит и от масштаба компании. Для крупных предприятий сложно представить сервис с готовыми условиями, который можно было бы применить "из коробки", отмечает старший менеджер практики технологического консалтинга для компаний потребительского сектора Accenture в России Евгения Колосовская. Ведь маркировка влияет на сквозные процессы: от производства и логистики до взаимодействия с партнёрами и финучёта.
"Инвестиции нужны не только на внедрение информационных систем и сервисов класса Track&Trace, но и на оборудование для производственных линий, модернизацию и интеграцию систем MES, ERP и WMS. Если производство располагается за рубежом, инвестиции также требуются для оснащения зарубежных площадок либо таможенных складов. Опыт показывает, что на начальных этапах компании часто недооценивают сложность и затраты на проект внедрения маркировки. Хотя для компании–производителя инвестиции в неё могут быть основными в текущем финансовом году", — говорит Колосовская.
Зато в небольших компаниях может вообще не быть проектного менеджера или даже IT–специалистов, поэтому использование готового решения или сервиса будет оптимальным.

Цена вопроса

Инструменты для работы с маркировкой уже приносят разработчикам неплохой доход. Например, "СберКорус" за 2021 год получил выручку около 2 млн евро по проектам маркировки. У компании есть решение для ручной маркировки, которое использует малый бизнес, в частности импортёры, региональные дистрибьюторы, ретейл, интернет–магазины и службы доставки. Решение создано для производств, где задействован ручной труд, и поставляется в виде ПО и оборудования. Другой продукт — автоматическая маркировка "СберКорус" для автоматизированных производств молочных продуктов, воды, пива, антисептиков, консервов, кормов для животных и т. д.
Руководители проектов Илья Барабаш и Анна Дёмкина рассказали "ДП", что стоимость автоматической маркировки варьируется от одного до десятков миллионов рублей. На заводах обычно есть несколько производственных линий, где фасуется разная продукция. Например, невозможно фасовать на одной линии и молоко в мягкие пакеты из плёнки, и творог в стаканы. Эти процессы разделены. И на каждую из таких линий требуется ПО и оборудование для маркировки.
На молокозаводах оборудование одной линии обходится в 1,5–3 млн рублей. А на производствах воды или пива, при подключении двух ступеней агрегации, цена может превысить 10 млн рублей. Для предприятий с ручным трудом стоимость начинается с 26 тыс. рублей за ПО для одного рабочего места.
Сервис для малого и среднего бизнеса есть у "Эвотора" (для розничной торговли). С его помощью клиенты осуществляют приём электронных накладных, товарный учёт, предоставление данных в личный кабинет "Честный знак" (мониторинг статусов кодов, списание, отображение статусов проверки кодов при добавлении в чек и др.), продажу со сканированием кода маркировки.
"Такие сервисы и ЭДО становятся драйверами цифрового развития торговли на ближайшие годы. Поэтому растёт интерес к связанным с этими направлениями решениям. Мы фиксируем трёхкратный рост подключений клиентов к сервису по работе с цифровой маркировкой товаров год к году, двукратный рост — к системе электронного документооборота", — отмечает руководитель направления "Платформа ОФД" Андрей Ананьев.
Рынок привлекателен и для стартапов, однако основные сливки хищно снимают более опытные игроки. И этому есть объяснения: помимо экспертизы в построении систем Track&Trace (с оглядкой на законодательство) нужно иметь представление о том, как устроено производство в разных отраслях.
"Стартапы вынуждены экспериментировать на своих клиентах без гарантий успеха, что мало кому понравится", — считает Илья Барабаш.
К старту обязательной маркировки упакованной воды в Петербурге готовы все производители, а также торговые сети. Всего по СЗФО более 90 компаний находятся на финальной стадии настройки оборудования и будут готовы в срок.Всего к системе "Честный знак" уже присоединились 22,8 тыс. компаний из этой сферы по всей стране, из них 1,07 тыс. — производители, и 111 — импортёры.Стоимость технических решений для микропредприятий составляет 25 тыс. рублей, в эту сумму входят принтер этикеток, сканер кодов и ПО. Для малого бизнеса инвестиции начинаются от 100 тыс. рублей (принтер этикеток высокого класса, сканер кодов и программное обеспечение). Для среднего бизнеса размер инвестиций зависит от выбранного способа нанесения: при типографском методе потребуются камера технического зрения и программное обеспечение, которые стоят от 350 тыс. рублей.Отсутствие заметных затрат на маркировку в разных отраслях подтверждается тем, что это не приводит к росту цен на товары, который мог бы быть заметен покупателям. Этого не произошло ни в одной отрасли, где маркировка внедрена, — от молочной до фармацевтической промышленности. При этом система приводит к заметному обелению рынков и, как следствие, к повышению качества и безопасности продукции. Это особенно актуально для алкоголя. А на примере сигарет мы видим заметный рост сборов в бюджет.
Кирилл Волков
руководитель управления безакцизных товарных групп центра развития перспективных технологий
Участие в эксперименте по маркировке электроники добровольное. К официальному введению рынок пока не готов, потому что спектр техники, подходящей под него, широк. Идеальным вариантом было бы маркировать товар на заводе–изготовителе, но не все пойдут на это, особенно если российский рынок для них не сильно важен. В случае с электроникой обязательная маркировка бессмысленна: в ЕАЭС уже существует механизм контроля импортных товаров. Он администрируется ФНС и ФТС. Помимо нагрузки на ценообразование могут увеличиться сроки поставок, особенно на первых этапах.
Пётр Иванов
заместитель директора по логистике по внешнеэкономической деятельности "Марвел–Дистрибуции"
Когда начали разрабатывать законодательные меры по обязательной маркировке, рынок решений для неё начал стремительно развиваться. Компаниям, замыслившим выпустить свой продукт, придётся бороться за место под солнцем с крупными, уже известными игроками. Конкуренция будет очень высокой. Это давно не "голубой океан", а красный. Например, наша компания разрабатывала IT–решение более 2 лет даже при наличии команды более чем из 50 человек и отлаженных процессов. Инвестиции в его улучшение и развитие продолжаются до сих пор.
Константин Иванов
CEO Utrace