"Красный треугольник" довели до обрушения

Автор фото: Сергей Ермохин

Даже частичный обвал здания "Красного треугольника" вряд ли заставит Смольный ускорить процесс привлечения инвестора.

Обрушение, произошедшее в четверг, не привело к глобальным потерям для имущественного комплекса завода "Красный треугольник". Несмотря на опасения экспертов, боявшихся, что основная башня завода потеряет устойчивость, оно оказалось локальным. Конспирологических теорий и заинтересованных в случившемся лиц никто не называет, поскольку большинство уверено, что речь идёт исключительно о халатности властей, которые уже много лет не могут решить вопрос с редевелопментом площадки на Обводном канале.
Де-юре ответственность за состояние объекта несёт администрация Адмиралтейского района, поясняют источники в Смольном. Однако по сути спроса с неё быть не может — до такого состояния объект дошёл из–за того, что вот уже долгое время он стоит заброшенным, несмотря на наличие нескольких заинтересованных инвесторов.
Так, летом прошлого года на ПМЭФ между городом и ООО "УК БИО" (собственник значительной части площадей) было подписано соглашение о намерениях по реализации проекта развития территории завода. Ранее стало известно об интересе к проекту со стороны компании Glorax. Как сообщили "ДП" в комитете по инвестициям, сейчас "ведётся работа по определению возможности заключения соглашений о приспособлении для современного использования" зданий, идёт уточнение имущественно–правового статуса.
"Обладая уникальным объектом — главным памятником промышленной архитектуры в Петербурге, — администрация города ведёт себя так, что этот памятник разрушается уже в прямом смысле слова, — заявил “ДП” архитектор Евгений Герасимов, несколько лет назад подготовивший концепцию развития территории завода. — Сначала “Красный треугольник” горел, теперь начал обрушаться — всё логично".
"Можно сколько угодно обсуждать и вносить здания “Красного треугольника” в списки, принимать решения, обсуждать — в настоящее время отчётливо ясно, что эти здания имеют даже не нулевую, а отрицательную стоимость (если есть задача сохранить их, а не продать под снос). Их состояние представляется на самом деле аварийным. Крепкая надёжная структура американской мануфактуры, простоявшая более 100 лет и позволившая сохранить её во все времена, начала разрушаться, не выдержав сложностей инвестиционных процессов в Петербурге", — прокомментировал "ДП" один из связанных с проектом экспертов.
"Что здесь делать, в целом понятно — редевелопмент плюс реконструкция. Должен быть многофункциональный квартал с жильём, офисами и обязательными общественными пространствами на открытом воздухе. Возможно, с апартаментами. В тех пропорциях, что позволят градостроительные нормы на участке и реалии обращения с историческими корпусами. Также редевелопмент “Красного треугольника” должен предполагать вклад в общее решение проблемы Обводного канала — нехватку рекреационной инфраструктуры", — говорит Сергей Софронов, коммерческий директор ГК "ПСК".
Участники рынка отмечают, что для запуска такого проекта требуется решимость и политическая воля городских властей. "Пока ни воли, ни желания что–то сделать не видно. Никто не хочет брать на себя ответственность, к тому же многим выгодно держать проект в подвешенном состоянии", — с горечью говорит один из участников рынка.
Пока же завод повторяет печальную судьбу многих подобных объектов культурного наследия в Петербурге, ожидающих внимания со стороны властей, например Апраксина двора и Конюшенного ведомства. И даже произошедшее ЧП вряд ли повлияет на скорость принятия решений, опасаются опрошенные "ДП" эксперты.