Недосчитались градусов: в Петербурге сократились продажи вина и водки

Автор фото: shutterstock.com
Несмотря на падение производства, сети алкомаркетов в городе процветают.

В Петербурге и Ленинградской области сократились объёмы производства и продажи вина и водки. Причины — жёсткое регулирование и коронавирусные ограничения.

По данным НП "Клуб профессионалов алкогольного рынка", в 2021 году розничные продажи винодельческой продукции и водки в городе снизились соответственно на 4% и 6%. Самое заметное падение произошло в сегменте винных напитков, изготовляемых без добавления этилового спирта: на 38% в Петербурге и на 42% в Ленобласти. По оценке руководителя НП "Клуб профессионалов алкогольного рынка" Максима Черниговского, тенденция прослеживается уже 2 года и связана в первую очередь с ростом акцизных ставок на винные напитки.
"По России в целом, в Петербурге и Ленобласти в частности, основное падение объёмов производства и, как следствие, розничных продаж произошло именно в сегменте винодельческой продукции. Это связано с жёсткими требованиями закона о виноградарстве и виноделии, который начал действовать в РФ со второй половины 2020 года. Теперь российские производители тихих и игристых вин должны использовать при производстве своей продукции только отечественное сырьё, дефицит которого будет ощущаться в стране ещё несколько лет. Так, в Петербурге объёмы производства сократились с 1730,7 тыс. дал. в 2020 году до 1096,3 тыс. дал. в 2021–м. В Ленобласти — с 8400 тыс. дал. в 2020 году до 7179 тыс. дал в 2021 году", — поясняет Максим Черниговский.
Впрочем, если говорить отдельно про область, то даже с учётом имеющихся сложностей дела там идут неплохо. В 2021 году Гатчинский спиртовой завод разлил 2,5 млн дал. тихих вин и занял по этому показателю первое место в стране, отодвинув ГК "Ариант". Основа ассортимента завода — недорогие сладкие и фруктовые вина в упаковке тетрапак.
Черниговский добавляет, что в 2021 году в Петербурге и Ленобласти сократились розничные продажи водки. Это связано с несколькими факторами: ограниченный туристический поток, многочисленные ограничения для работы общепита, а также развитие незаконной торговли, в том числе в интернете.
Между тем в масштабах всей страны рынок алкогольной продукции стал самым динамично развивающимся в структуре FMCG–товаров, подсчитали в NielsenIQ. Динамика продаж алкоголя составила 3,7% в штуках, и это самый высокий показатель среди всех групп товаров. Для сравнения: продажи продуктов выросли на 2,9%, а сигареты и непродовольственные товары показали отрицательную динамику: –6,5% и –6,1% соответственно.
Драйверами развития продаж алкогольной продукции стали три фактора: рост цен, увеличение реального спроса и расширение ассортимента. При этом темпы инфляции в алкогольной группе оказались значительно ниже, чем в среднем по рынку: 3,9% по сравнению с 6,1%.
Несмотря на то что потребители всё чаще предпочитают алкоголь эконом–сегмента, развивается тенденция роста доли премиум–сегмента в категориях, которые являются ключевыми драйверами роста рынка.
"На фоне сокращения расходов на питание и развлечения вне дома часть потребителей готова покупать алкоголь премиального ценового сегмента для потребления в домашних условиях. Доля высокого ценового сегмента выросла в трёх из пяти алкогольных категорий — это виски, игристое вино и ром", — говорят в NielsenIQ.