Песня протеста: крупнейшие концертные агентства подали иск к Смольному

Автор фото: Беликов Валентин

Впервые с начала пандемии бизнес оспорил введённые Смольным ограничения в суде. Иск подали тяжеловесы концертной индустрии России, которые считают действующую в Петербурге процедуру согласований чрезмерной и непрозрачной.

Санкт-Петербургский городской суд зарегистрировал иск к правительству Санкт-Петербурга и комитету по культуре об оспаривании ряда положений постановления №121 об ограничительных антикоронавирусных мерах. Истцами выступили ООО "Система концерт", ООО "Мельница № 1″, ООО "Артистика", сообщила объединённая пресс-служба судов Петербурга.
Концертные агентства "Мельница" и "Артистика" — одни из крупнейших в стране. "Система концерт" была организатором фестиваля военных оркестров "Спасская башня", который проводится в Кремле. Впрочем, сейчас у фестиваля другой организатор, но владельцу "Системы концерт" Дмитрию Утяшеву также принадлежит крупное билетное агентство "Концерт.ру". Генеральный директор и соучредитель агентства "Артистика" Ольга Шпигальских занимает пост общественного омбудсмена в сфере организации культурно-массовых мероприятий при уполномоченном по защите прав предпринимателей в РФ. По словам участников рынка, иск обсуждался на прошлой неделе при участии самого бизнес-омбудсмена Бориса Титова.
Юрлица впервые оспаривают постановление правительства Петербурга №121. Ранее в суды поступило четыре аналогичных иска от физических лиц. По одному из них вынесено отрицательное для истцов решение, остальные находятся на рассмотрении, пояснили "Деловому Петербургу" в пресс-службе судов.
Истцы оспаривают две нормы постановления. Это запрет на танцполы и требование согласовывать мероприятия численностью более 40 человек с комитетом по культуре. "Ни в одном российском субъекте такого требования нет, — уверяет Ольга Шпигальских. — Это дополнительное препятствие и рычаг воздействия на факт проведения публичных мероприятий. Это нелогично. Почему ресторану при ежедневной работе не нужно получать дополнительных разрешений? Организаторы планируют провести мероприятие заранее, вкладывают последние деньги для того, чтобы мероприятие состоялось, организуя аренду площадки, рекламную кампанию, решая технические вопросы, и в последний момент (были такие прецеденты) согласования отзываются".
По её мнению, "должен быть единый внятный и выполнимый стандарт работы в условиях пандемии". Диалог с властями Петербурга Ольга Шпигальских охарактеризовала как "очень холодный" и "очень сложный".
"Правовую оценку требования истцов даст суд. Пока, по официальной информации, заявление не принято к производству", — сказали "ДП" в пресс-службе комитета по культуре Санкт-Петербурга. По состоянию на конец прошлого года в комитет поступило 4774 заявки, в ответ направлено 468 отказов и 3334 согласования.
"Перспективы удовлетворения данного иска крайне незначительные, поскольку практика оспаривания коронавирусных ограничений уже давно сформировалась в том числе и на уровне ВС РФ, и по сути она сводится к тому, что органы власти на местах в зависимости от эпидемиологической ситуации вправе самостоятельно определять объём и формы ограничений, — считает партнёр коллегии адвокатов Pen & Paper Сергей Учитель. — В данном случае логичнее вести речь не об отмене или признании незаконными ограничений, а о мерах господдержки пострадавшим отраслям либо об отмене самим органом ранее введённых ограничений".
Коллег поддерживает владелец петербургской компании PMI Евгений Финкельштейн, который, по его словам, не успел присоединиться к иску. "Я узнал достаточно поздно об этом иске, когда они уже подали", — заявил предприниматель. Впрочем, он считает, что в Петербурге диалог с местными органами власти есть, а все ограничения диктует местный Роспотребнадзор. "Проблема в том, что Роспотребнадзор должен был заявить определённые правила игры", — уверен Евгений Финкельштейн.
От введённых в Петербурге ограничений страдают не только организаторы концертов. К примеру, общепит тоже считает действующие требования избыточными. От посетителей кафе и ресторанов требуют QR-коды о вакцинации, одновременно ограничивая время работы заведений и плотность рассадки. Но представители этой отрасли в суд пока не обращались.
"Мы не теряем надежд договориться, — объясняет глава представительства Федерации рестораторов и отельеров в Петербурге Александр Марков. — Цель-то снять избыточные ограничения. Да, если не остаётся ничего другого, то судебный иск — тоже какое-то действие. Но мы же понимаем, что это история не быстрая. А ситуация меняется каждый день. Конечно, рестораторы всякие варианты рассматривают и готовы на какие-то действия в рамках закона. Но я лично не думаю, что именно судебный иск может быть эффективен как инструмент решения вопроса. Как инструмент привлечения внимания к проблеме — да".
Впрочем, часть заведений общепита избрали путь открытого противостояния со Смольным. В концертной индустрии этого не произошло, но "подпольные" концерты, организация которых никак не согласовывается, в Петербурге проходят.