Скажите "Б": Петербург так и не приспособился к пандемии

В пятую волну пандемии городские поликлиники окончательно перестали справляться с зашкаливающим потоком пациентов. Эксперты предупреждают, что, если прямо сейчас не приступить к модернизации системы амбулаторно–поликлинической службы, подобная ситуация будет повторяться ежегодно.

На недавнем брифинге председатель комитета по здравоохранению Санкт–Петербурга Дмитрий Лисовец сказал, что на время вспышки заболеваемости омикрон–штаммом плановая помощь будет приостановлена для того, чтобы обеспечить доступность амбулаторной помощи коронавирусным больным. Однако очевидно, что эти меры не помогают. Врачи массово не успевают на вызовы, в поликлиники выстраиваются очереди, тянущиеся на улицу, горячая линия службы "122" доступна с перебоями. Фактическая недоступность медицинской помощи при коронавирусе — одна из главных тем, которые петербуржцы обсуждают в социальных сетях. И это обсуждение всё больше переходит на повышенные тона.
В комитете по здравоохранению Петербурга объясняют сложности тем, что количество обращений по вопросам коронавируса только за последние 3 дня выросло в 2,5 раза. Тем временем начал болеть медицинский персонал, в связи с чем серьёзно обострилась кадровая проблема.

Положительный тест для системы

Теоретически проблему дефицита ресурсов в городских поликлиниках можно было бы решить путём привлечения частной медицины. Тем более что такой опыт уже есть. В самом начале пандемии огромной проблемой оказалось тестирование на COVID–19. Практически сразу стало понятно, что федеральные лаборатории, которые находятся в ведении Роспотребнадзора, не в состоянии справиться с тем объёмом исследований, который необходим. Наладить полноценную лабораторную диагностику удалось лишь после того, как тестирование доверили городским и частным лабораториям.
"Частные организации Петербурга активно включились в борьбу с распространением коронавирусной инфекции с самого начала пандемии. Например, наша компания в рекордные сроки в 2020 году создала одну из самых мощных частных ПЦР–лабораторий города. И даже сейчас, когда количество выявленных случаев заболевания кратно возросло, мы обеспечиваем выполнение ПЦР–тестов не позднее 24 часов после отбора биоматериала. Не увеличивая при этом стоимость исследований, а оптимизируя нашу работу и расширяя возможности для пациентов", — рассказывает Владислав Баранов, генеральный директор АО "Номеко" и ГК "СОГАЗ Медицина".
К настоящему моменту разрешение делать анализы на антитела и ПЦР–тесты получили более 50 петербургских лабораторий. Из них только две (Центр гигиены и эпидемиологии и НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Пастера) находятся в подчинении Роспотребнадзора. В итоге, несмотря на то что, по данным пресс–службы группы компаний "Инвитро", спрос на ПЦР–исследования в Северо–Западном административном округе в последние 2 недели вырос более чем на 50%, проблем с тестированием заболевших COVID–19 нет.

Не всем по карману

Однако привлечь коммерческие медицинские центры для того, чтобы разгрузить первичное поликлиническое звено, значительно сложнее. Опрошенные "ДП" эксперты пояснили, что, как правило, у частников намного скромнее штат врачей и младшего медицинского персонала, чем в государственных медицинских организациях. Кроме того, помещения коммерческих клиник существенно меньше по площади, чем государственных медицинских организаций. В связи с этим у частных клиник нет возможности ни разделить потоки пациентов и осуществить их маршрутизацию, ни принять на себя даже часть того объёма пациентов, который обрушился сегодня на систему здравоохранения.
"В той экстренной ситуации, которая сейчас сложилась, частные клиники чисто физически не могут закрыть проблемы, которые возникают. Раньше надо было думать и привлекать их. В пожарном порядке это невозможно", — убежден Сергей Ануфриев, глава Петербургского медицинского форума.
По его словам, на протяжении последних 20 лет все инвестиции в городское здравоохранение шли в высокоспециализированную медицинскую помощь, в то время как амбулаторно–поликлиническое звено продолжало разваливаться.
"Новые государственные поликлиники практиче-ски не строились ни в обжитых районах города, ни в новостройках. Не получило развития и включение частных клиник в систему ОМС именно в части первичной медико–санитарной помощи. В итоге мы получили чудовищный провал в организации первичной помощи, которая решает 80% проблем, возникающих у человека", — поясняет Сергей Ануфриев.
Фактически сейчас по системе ОМС работают только две коммерческие компании: "Полис. Euromed Group" (18 центров общей врачебной практики в разных районах Петербурга) и сеть клиник медицинского центра "XXI век" (девять амбулаторий). Остальные частные клиники могут только консультировать пациентов (либо в рамках телемедицинских проектов, либо по телефону), а также оказывать больным с диагнозом COVID–19 помощь на дому. По словам Владислава Баранова, более 80% терапевтов, которые ранее вели амбулаторный приём в клиниках ГК "СОГАЗ Медицина" в Петербурге, обеспечивают медицинскую помощь, выезжая к пациентам на дом.
Подобную услугу можно получить практически во всех частных многофункциональных центрах Петербурга, но только на платной основе или по полисам ДМС. По данным "СберЗдоровье", стоимость вызова на дом в коммерческих клиниках находится в диапазоне от 2,5 тыс. до 10 тыс. рублей.
Доступной такую помощь можно назвать с большой натяжкой. Но в создавшихся условиях, чтобы не стоять в очередях, люди с лёгким течением болезни всё же идут на такие траты. А вот рассчитывать на получение помощи в коммерческом стационаре, даже при самой острой необходимости, большинство петербуржцев вряд ли могут. Так, недавно открывшийся частный госпиталь "MD Лахта" для лечения пациентов с ковидом (принадлежит Марку Курцеру, основателю сети "Мать и дитя") явно рассчитан только на очень состоятельных больных: за оказание стационарной медицинской помощи с комплексом медицинских услуг пациентам с внебольничной пневмонией придётся заплатить 30 тыс. рублей в сутки.

А надо было раньше

По прогнозам комитета по здравоохранению, пятая волна коронавирусной инфекции продлится не более 4–5 недель. Однако в будущем избежать ежегодных сезонных эпидемий вряд ли удастся. По мнению экспертов, руководству города необходимо научиться быстрее реагировать на сложившуюся ситуацию и как минимум реализовывать уже существующие технологии. Так, в данный момент снизить нагрузку на поликлиники и сократить очереди в медучреждениях вполне могло бы внедрение практики оформления дистанционных больничных листов через сайт "Госуслуги". В Москве такая система уже работает, благодаря чему в столице открыть больничный можно без посещения поликлиники. У петербуржцев же возможность оформления листа нетрудоспособности онлайн появится не раньше середины февраля, поскольку город ждёт разрешения Минздрава РФ. И только с сегодняшнего дня стало возможно дистанционно закрыть больничный.
"Надо признать, что на данный момент мы имеем медицину, фактически неспособную обеспечить население города доступной качественной медицинской помощью в периоды всплеска ОРВИ, к которым относится и коронавирусная инфекция, — говорит Сергей Ануфриев. — В связи с этим, во–первых, необходимо принимать срочные государственные меры по привлечению профессионалов к системе управления городом, понимающих, что такое организация системы здравоохранения. А во–вторых, нужно экстренно развивать амбулаторно–поликлинические службы. Это и кадры, и учреждения".

Фонд всех вывезет?

Кроме всего прочего, рост заболеваемости и массовый уход людей на больничные создаёт в моменте серьёзную нагрузку на фонд обязательного медицинского страхования. Расходы ТФОМС Петербурга на 2022 год утверждены в размере 128,6 млрд рублей. Это на 6% больше, чем потрачено на государственное медобслуживание в 2021 году.
Два года назад, зимой 2020–го, когда принимался плановый трёхлетний бюджет, чиновники запланировали прирост на 4%. Ежегодно бюджет фонда должен увеличиваться на размер официального индекса роста потребительских цен (предполагалось, что он составит 4%). Несмотря на то что по итогам прошлого года инфляция неожиданно превысила 8,4%, на 2023 и 2024 годы базовый прирост бюджета ТФОМС запланирован на 5%.
Из обновлённой сметы расходов за 2021 год, утверждённой 29 декабря минувшего года, видно, что только на ПЦР–тестирование было потрачено 1,8 млрд рублей. Прибавлять к этим расходам 625 млн рублей на процедуры КТ некорректно: её также делают и в других случаях, не связанных с COVID–19.
В плановых объёмах на 2022 год заложены уже другие цифры: государство согласно оплатить тестирование на 1,45 млрд, КТ — на 852 млн рублей.
В Петербурге в системе ОМС работают шесть страховых организаций. В прошлом году предпоследнего городского страховщика приобрёл московский "Ингосстрах" (сделка по продаже "Капитал–полис мед" была закрыта в августе). По данным ТФОМС, в Петербурге на 1 февраля текущего года в системе ОМС застраховано 5,967 млн человек.
Систему выдачи больничных листов дистанционным способом нужно было внедрять с самого начала пандемии. Всем известно, что существует категория лиц, которая входит в основную группу риска, — это люди в возрасте 65+. Именно они болеют в наиболее тяжёлой форме и чаще всего умирают. Поэтому в фокусе системы здравоохранения должны быть пожилые люди. Им нужно обеспечить доступность поликлинической помощи и быструю возможность госпитализации, если это необходимо. А более молодые, здоровые люди без сопутствующих заболеваний, как правило, болеют в лёгкой форме и выздоравливают сами. Всё, что им нужно от системы здравоохранения, — это больничный лист. И надо сделать так, чтобы они его получили быстро и в максимально простой форме. Тогда мы оградим всех — и пожилых людей, и молодое трудоспособное население — от заражения коронавирусной инфекцией. На мой взгляд, таким способом намного проще остановить эпидемию и разгрузить систему здравоохранения, чем QR–кодами, например.
Роман Константинов
руководитель группы компаний "Эко–Безопасность"
Привлекать частный медицинский бизнес надо. Но, объективно говоря, ту ситуацию, которая сейчас сложилась, он кардинально изменить не сможет. Дело в том, что государственные поликлиники изначально имеют большие площади и рассчитаны на определённое количество посещений прикреплённого населения. Тем не менее резкий рост потребности не покрывается их мощностями. Частные клиники хотя и имеют меньшие площади, но зато их количество может значительно повысить доступность.
Александр Солонин
генеральный директор СРО "Ассоциация частных клиник Санкт–Петербурга"
Взаимодействия государственной и частной медицины нет. Власти недолюбливают частную медицину и не заинтересованы в её развитии. Специально палки в колёса не вставляют, но и не помогают, относятся к нам более пристрастно. Мы существуем параллельно, хотя это и неправильно, так как все делаем общее дело. И в пандемию мы могли бы объединить усилия, помочь в сложный период, когда госмедиков не хватало. Но всё упирается в финансирование. Сейчас государство выделяет огромные деньги госклиникам, но игнорирует частные. Госклиникам за лечение ковидных пациентов положены выплаты, в отличие от коммерческих, которые тоже их лечат, например частные скорые.
Лев Авербах
генеральный директор частной скорой "Корис"