Москва беспилотная: Петербург уступает столичному лобби транспортных ноу-хау

Автор фото: Тихонов Михаил

Московские власти заявили о том, что уже в этом году по улицам столицы поедут беспилотные трамваи и такси. Петербург не сильно отстаёт от Москвы в плане технологий, но сильно проигрывает по части лоббизма и пиара.

Телеграм-канал Департамента транспорта Москвы в пятницу, 4 февраля, распространил цитаты из сообщения заместителя мэра Москвы Максима Ликсутова, сделанного им ранее на одной из профильных конференций и касающиеся развития беспилотного транспорта.
"Мы верим в первую очередь в рельсовый беспилотный общественный транспорт. Вместе с "Яндексом" работаем над созданием беспилотного трамвая. 80% трамвайных путей в Москве уже обособлены. В этом году начнём испытания, сначала в депо, потом ночью. Когда будем уверены — с пассажирами. В конце 2022-го — начале 2023 года трамвай в Москве может поехать в тестовом беспилотном режиме", — рассказал чиновник.
Кроме того, он напомнил про эксперименты с беспилотным такси, которые также проводятся вместе с "Яндексом". "Уже в 2022 году на некоторых маршрутах будут запущены беспилотные такси "Яндекса"", — заявил Максим Лискутов.
"Москва очень сильна своим пиаром", — сказал "Деловому Петербургу" один из транспортных экспертов, попросивший не называть его имени.

Водителя попросили остаться

Что касается беспилотных "Яндекс.Такси", то IT-гигант работает в этом направлении уже много лет. С 2018 года беспилотники возят пассажиров в "городах будущего" — Сколково и Иннополисе. Фактически это закрытые территории, на которых действует особое нормативно-правовое регулирование.
В Москве тоже можно увидеть машины "Яндекса" с пометками Self-driving car, но коммерческими перевозками они пока не занимаются. В прошлом году публиковался проект постановления правительства РФ, разрешающий в порядке эксперимента эксплуатацию 10 "высокоавтоматизированных транспортных средств" на 18 улицах Москвы. 10 января "Ведомости" сообщили, что до конца месяца постановление будет принято. На момент подготовки материала на официальном сайте правительства РФ найти соответствующий документ не удалось.
Впрочем, беспилотным такое такси можно назвать только с некоторой натяжкой. На водительском сиденье должен сидеть человек. Это предписано стандартами международной ассоциации SAE International, которых придерживаются все крупнейшие разработчики. Но есть и другая нормативная база.
"Россия (изначально Советский Союз) с 1968 года является страной — участницей Венской конвенции по дорожному движению, — напоминает директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин. — И там написано: за рулём транспортного средства находится человек. В последние годы идут острейшие дискуссии на эту тему в профильной комиссии ООН. Есть сегменты, где все очень близки к консенсусу. Например, в режиме от хаба до хаба на дорогах высшей технической категории можно будет пускать беспилотники, как у нас на М-11. Есть ещё сегменты, связанные с изолированными территориями типа Сколково или какой-нибудь международной выставки. Автомобиль без водителя городской улице — прямое нарушение Венской конвенции".
Максим Лискутов заявил, что "Мосгордума одобрила предложение ввести в столице экспериментальный правовой режим для тестирования беспилотных такси". Как это будет соответствовать перечисленным документам, пока не ясно.

Закон един?

Примерно такая же проблема и с беспилотным трамваем. С одной стороны, автоматизировать его движение проще, ведь трамвай едет исключительно по рельсам. С другой — на дорогах он тоже попадает в сложные ситуации, с которыми искусственный интеллект может не справиться. В итоге передовые страны мира запускают беспилотное движение пока преимущественно в полностью закрытых транспортных системах, таких как метро или полностью выделенные трамвайные линии. К слову, некоторые линии ленинградского метрополитена тоже строились с расчётом на беспилотное движение, но в реальности это пока не сложилось.
Возможность автоведения закладывалась и в проект частного трамвая "Чижик", движущегося полностью по выделенным линиям. Транспортная концессионная компания (ТКК) уже сообщила, что будет использовать беспилотный режим по ночам в депо при подготовке трамваев к смене. Об этом же сейчас говорит и заммэра Москвы. Но есть у петербургского и московского подходов и серьёзное отличие.
"Что же касается городских маршрутов, то там беспилотный "Чижик" сможет появиться только после принятия в нашей стране соответствующей законодательной и нормативной базы", — говорит директор ООО "ТКК" Сергей Окутин.
"С точки зрения законодательства, в том числе в Москве, всё сделано для того, чтобы беспилотный транспорт появился как можно быстрее", — уверен Максим Лискутов.

Зарплата роботов

Но есть у беспилотного транспорта и ещё одна проблема. Издание Financial Times недавно опубликовало статью о том, что беспилотные такси имеют все шансы оказаться экономически неэффективными. Они фактически ломают сложившуюся индустрию агрегаторов, которым придётся закупать машины, то есть превращаться в традиционные таксопарки, которые они недавно практически уничтожили. В итоге такси с роботом окажется дороже, ждать его придётся дольше, а "уговорить" ехать быстрее не получится. А значит, пользователи сделают выбор в пользу живых водителей, делает выбор издание.
Не всё гладко и с экономикой беспилотного метро. "В крупных пассажирских системах, где было внедрено полное автоведение, снижение потребности в количестве линейного персонала оказалось полностью компенсировано его повышением к числу операторов. В частности, это коснулось парижского метрополитена", — приводит пример директор по решениям в области общественного транспорта консалтинговой компании Simetra Владимир Валдин. "Реальной экономии удалось достичь только в части скорости оборота поездов на конечных", — отмечает он.
По словам Михаила Блинкина, на Западе подсчитали, что беспилотный транспорт эффективен там, где годовая зарплата водителя превышает 45 тыс. евро. По текущему курсу это 3,89 млн рублей, или 324 тыс. рублей в месяц.