Новые требования Росавиации затормозят строительство в Петербурге

Автор фото: Сергей Коньков
В зону с особыми условиями использования территории попала половина Петербурга.

В Петербурге начали действовать новые правила согласования строительства на приаэродромной территории Пулково. Это усложнит работу девелоперов и добавит согласований, считают эксперты.

Как пояснили "ДП" в петербургском Госстройнадзоре, новые требования определены в приказе Росавиации об установлении приаэродромной территории, который был подписан в конце декабря прошлого года.
По нему в зону с особыми условиями использования территории (ЗОУИТ) попал практически весь юг, юго–запад и даже центр Петербурга, включая Васильевский остров и Петроградскую сторону. Под регулирование попала даже часть Ленинградской области. Например, новая точка притяжения — Новосаратовка, где планируется построить более 3 млн м2 жилья.

Ограничения везде разные

Всего приаэродромная территория делится на шесть зон. В первой из них (непосредственно вокруг Пулково) ограничения самые жёсткие: здесь можно размещать только объекты, необходимые для функционирования аэропорта.
В остальных попроще. Здесь есть ограничения по максимальной высоте построек: чем ближе к аэродрому, тем ниже они должны быть. Там, где проходят глиссады, требования жёстче. Например, на участке южнее проспекта Народного Ополчения, между Таллинским шоссе и КАД, ограничение составляет от 65,4 до 74,1 метра.
Ещё южнее нельзя будет построить сооружение выше 56,8 метра. Также запрещается размещать объекты, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц (таким образом, в радиусе 15 км от Пулково не может быть свалок).
Кроме того, усложнятся бюрократические препоны для девелоперов. Теперь вместо согласования Северо–Западным межрегиональным территориальным управлением Росавиации застройщику нужно будет предоставить санитарно–эпидемиологическое заключение Роспотребнадзора.
В нём ведомство должно оценить негативное физическое воздействие на жителей будущего здания — например, о соответствии уровня звука, возникающего в связи с полётами воздушных судов, санитарно–эпидемиологическим требованиям.
Кроме того, в зависимости от удалённости от аэропорта может потребоваться ещё экспертиза на совместимость с действующими средствами радиотехнического обеспечения полётов, декларация промышленной безопасности с учётом оценки их влияния на безопасность полётов, авиационно–орнитологическое обследование. Какие именно согласования нужно получить, девелоперы должны узнать самостоятельно. Впрочем, на начальном этапе Госстройнадзор готов помочь застройщикам, несмотря на то что, как поясняют в ведомстве, разъяснение требований Росавиации не входит в его компетенцию.
"Во избежание задержек с выдачей разрешений на строительство мы предлагаем застройщикам обратиться заранее для того, чтобы выяснить, какие нужны согласования в соответствии с новым приказом Росавиации", — подчёркивает Владимир Болдырев, начальник Госстройнадзора Санкт–Петербурга.

Лишние полгода

По оценкам застройщиков, получение дополнительных согласований займёт ещё от 2 до 6 месяцев. "Но проблема в том, что для проектов, которые уже на выходе, за этот срок могут истечь предыдущие согласования", — говорят участники рынка.
"Новый документ коснётся всех, кто получает новые или вносит изменения по конструктиву в старые разрешения на строительство. Раньше девелоперу было достаточно получить согласование Росавиации. Теперь список согласований расширился. Всё новое усложняет процесс. Но человек всегда адаптируется", — полагает Дмитрий Некрестьянов, партнёр адвокатского бюро "Качкин и партнёры".
Для проектов, которые находятся на ранней стадии проработки, такая задержка не критична.
"Если девелопер купил голый участок без проекта планировки территории (ППТ), градостроительного плана и другой разрешительной документации, оформление может длиться 2–3 года. В случае, если землю необходимо переводить в другое назначение по правилам землепользования и застройки и сокращать санитарные зоны, то дополнительно понадобится ещё до 2 лет", — рассказывает Петр Буслов, директор по продукту Seven Suns Development. При наличии ППТ вполне реально за 10 месяцев спроектировать и получить разрешение на строительство. Имея на руках остальные документы (градостроительный план, архитектурно–градостроительный облик и др.), можно уложиться в 5–6 месяцев.
Не так давно в Санкт–Петербурге уже увеличились сроки согласования, после того как была введена новая процедура — получение на Градостроительной комиссии АГПТ (архитектурно–градостроительного потенциала территории).
Сейчас в разной стадии проектирования и разработки градостроительной документации в Петербурге находится от 4 млн до 8 млн м2. Из них большая часть попадёт под ограничения, установленные новыми правилами.
Если брать высотные ограничения, то они в основном уже не повлияют на проекты. Сейчас власти принуждают девелоперов снижать этажность жилых комплексов до 10 этажей (30–35 м), с редкими доминантами в 20–25 этажей (до 75 м).
А вот новых небоскрёбов на пути самолётов мы уже не увидим. Впрочем, может, и к лучшему.