Денег много не бывает: бюджеты на развитие энергетики Петербурга могут урезать

Автор фото: tgc1.ru

Инвестиционные кампании в энергетической отрасли Петербурга и Ленобласти идут по плану. Но скоро расходы вырастут.

Главная теплогенерирующая компания региона — ПАО "ТГК–1" — в 2021 году продолжала реализацию восьми проектов в рамках своей инвестиционной программы. Общую потраченную на них за этот год сумму в ТГК–1 не раскрывают. Однако в распоряжении городского комитета по тарифам об утверждении изменений в инвестпрограмму филиала "Невский" ТГК–1 говорится, что на 2021 год было запланировано к освоению около 3,7 млрд рублей без НДС. Инвестиционная программа филиала "Карельский" предусматривает ещё около 160 млн рублей расходов на этот период.
Один из основных проектов компании — реконструкция гидроузла Верхне–Свирской ГЭС — не был окончен в прошедшем году и продолжится в 2022–м. В ТГК–1 рассказывают, что в декабре были завершены работы по реконструкции мостового перехода через реку Свирь, а в 2022–2023 годах планируется дальнейший ремонт железобетонных сооружений водосливной плотины.
На 2022 год у ТГК–1 запланировано семь масштабных мероприятий в рамках исполнения инвестиционной программы. В том числе продолжение реконструкции Автовской ТЭЦ–15 в Кировском районе Санкт–Петербурга. Утверждённая стоимость проекта составляет 15,3 млрд рублей без НДС. На ТЭЦ проведут модернизацию турбоагрегата №6 и построят оборотную систему технического водоснабжения. Обойдутся эти мероприятия в 4 млрд и 6,3 млрд рублей без НДС соответственно. Вскоре должно стартовать техническое перевооружение энергоблока №4 Северной ТЭЦ–21. Как ранее рассказывали представители компании, работы планируют закончить до начала 2025 года. Капитальные затраты составят 684 млн рублей.

Лидируют с отрывом

Наиболее масштабные вложения в электросетевую инфраструктуру региона — у ПАО "Россети Ленэнерго". "На реализацию инвестиционной программы в 2021 году было предусмотрено финансирование в размере 40,1 млрд рублей с НДС, из них 35,3 млрд собственных средств компании, 4,8 млрд — привлечённых", — рассказывают в пресс–службе компании. В числе главных объектов "Ленэнерго" за 2021 год — построенные и модернизированные подстанции (ПС). Среди них ПС 110 кВ "Мартышкино" в Петродворцовом районе, ПС 110 кВ "Сосновая Поляна" в Красносельском районе, ПС 35 кВ "Васкелово" во Всеволожском районе Ленобласти. Одно из крупнейших вложений компании за последние годы — реконструкция сети 35–110 кВ в Петроградском районе, начавшаяся ещё в 2014 году. Общий объём инвестиций в строительство и ремонт подстанций, а также прокладку кабелей в рамках проекта составил порядка 6 млрд рублей.

Расходы вырастут

В рамках готовящейся консолидации электросетевого рынка, о которой недавно рассказывал "ДП", предполагается выбор в каждом регионе системообразующей территориальной сетевой организации. К ней будет переходить оборудование ТСО, лишившихся тарифа. Также она будет обязана подбирать на баланс бесхозные сети. В Санкт–Петербурге и Ленобласти основным кандидатом на эту роль выступает ПАО "Россети Ленэнерго".
Возникают опасения, что деньги на обслуживание большого количества мощностей, которые окажутся во владении компании, придётся искать за счёт сокращения вложений в приоритетные проекты. В "Ленэнерго" пока не приводят оценки того, насколько придётся расширить объёмы инвестиций.
"Включение работ по обслуживанию таких объектов в инвестпрограмму возможно только после непосредственного приёма сетевых активов на баланс компании", — говорят в "Ленэнерго".
По мнению руководителя отдела анализа акций ФГ "Финам" Натальи Малых, компании придётся расширять инвестиционную программу, чтобы довести состояние всех сетей до стандартов системообразующей ТСО. Количественные оценки дать сложно, но маловероятно, что это окажутся существенные вложения.
"“Ленэнерго” уже занимает практически 90% рынка по тарифной выручке в Санкт–Петербурге и Ленобласти, доля остальных ТСО невелика. Экономический эффект консолидации будет зависеть от уровня приобретаемых ТСО и от их расположения — сети в городах более выгодны, чем в дачных посёлках, из–за большего потребления", — рассуждает эксперт. В целом Наталья Малых считает, что подбор сетей малых ТСО вряд ли сильно скажется на показателях "Ленэнерго", а приоритетные для него проекты не пострадают.
Другие аналитики также предполагают, что поглощение малых ТСО не повлечёт за собой масштабных вложений, так как небольшие организации обычно поддерживают своё оборудование в приемлемом состоянии. Однако увеличения затрат на содержание бесхозных сетей избежать не получится.
"Как правило, такие сети имеют плачевное состояние, поэтому ТСО, которая будет их подхватывать, совершенно точно понесёт дополнительные расходы", — говорит заместитель директора ассоциации "Сообщество потребителей энергии" Валерий Дзюбенко.
Он добавляет, что затраты на обслуживание подобранного оборудования будут зависеть от важности питаемых с его помощью объектов. Если от функционирования таких сетей будут зависеть, например, объекты жизнеобеспечения, то, конечно, их придётся реконструировать в приоритетном порядке.

Средства найдутся

Вместе с потенциальным ростом потребности в деньгах для крупных сетевых компаний государство открывает возможные дополнительные источники средств.
Например, 26 января Госдума в третьем чтении приняла поправки в федеральное законодательство, отменяющие льготное технологическое присоединение для бизнеса. А в конце прошлой недели ТСО, имеющим не менее 10% от котла в регионе, разрешили включать в тариф расчётную предпринимательскую прибыль.
"Право на предпринимательскую прибыль только для крупных компаний и отмена льгот по технологическому присоединению, особенно в части возврата в плату за него расходов на реконструкцию и усиление внешней сети, — это попытки компенсировать возможные дополнительные расходы крупных ТСО в части подхвата оборудования в процессе консолидации", — говорит управляющий партнёр Агентства энергетического анализа Алексей Преснов.
Эксперт считает, что это не соответствует рыночной логике — сетевой бизнес перестаёт быть основанным на конкуренции.
По мнению Валерия Дзюбенко, дополнительные денежные поступления действительно могли бы вкладываться в том числе в инвестиционные программы компаний. Однако он замечает, что на первое место здесь выходит вопрос не количества денег, а эффективности их расходования. Именно оптимизация процессов внутри больших сетевых организаций должна быть приоритетным направлением развития, иначе вкладываемые средства не смогут дать необходимых результатов.