Проверка на прочность и профессионализм: как в Петербурге стартовала мусорная реформа

Автор фото: Ермохин Сергей
В январе на Петербург обрушились три проблемы сразу: снег, коронавирус и мусор. Больше всего петербуржцы жаловались на третью, так как она самая перспективная с точки зрения поиска виноватых. Эксперты отрасли обращения с отходами рассказали о том, почему в Северной столице забуксовала мусорная реформа и кто или что мешает работе единого регионального оператора.

"Поднимать с нуля"

С 1 января за весь цикл обращения с твёрдыми коммунальными отходами (ТКО) — от заключения договоров до сбора и утилизации — в Петербурге отвечает Невский экологический оператор (НЭО). Он занял место нескольких компаний, которые до этого поделили бизнес (и город) между собой. Мусорная реформа и старт работы единого регоператора должны навести порядок в этой сфере и сделать её более прозрачной.
Раньше управляющие компании (УК) сами нанимали подрядчиков, которые устанавливают во дворах контейнерные площадки и вывозят отходы. Но в погоне за длинным рублём некоторые недобросовестные игроки могли сбросить отходы на несанкционированную свалку или где-нибудь на обочине. Когда таких перевозчиков много, уследить за всеми и призвать к ответственности нереально, поэтому с нового года весь цикл обращения с ТКО замкнули на одной компании — НЭО.
Переходный период для регоператора стал проверкой на прочность. С первых дней своей работы он столкнулся с массой проблем и лавиной жалоб: в новогодние праздники петербуржцы отправили 1500 гневных сообщений.
"К сожалению, это тоже неотъемлемая часть процесса консолидации, когда из ста игроков делают одного, — говорит советник председателя Российского экологического общества Михаил Замарин. — В других регионах эту историю уже проходили, чудес не бывает. На практике мы сталкиваемся с проблемами логистики и вывоза мусора. Для одного игрока это громадная инфраструктура, которую нужно поднимать с нуля".

"Половить рыбку в мутной воде"

По мнению экспертов, старт мусорной реформы даже с учётом трёхлетней подготовки не мог пройти гладко и без накладок.
"В городе меньше чем за год изменилось буквально всё, — констатирует член комитета по переработке отходов и вторичных ресурсов "Деловой России", эксперт научно-технического совета Росприроднадзора Наталья Беляева. — За это время сменились ответственный за реформу комитет и его руководитель, создали единый региональный оператор и срочно укомплектовали его персоналом. Плюс надо было успеть провести конкурс, собрать данные по операторам и площадкам, объёмам и объектам инфраструктуры, оценить градостроительные и земельные особенности имеющихся земельных участков".
Отчасти эти факторы отвечают на вопрос, почему Петербург (а также Москва и Севастополь) включились в реформу в последнюю очередь.
"Это субъекты федерального значения, к ним нужен отдельный подход, — напоминает Михаил Замарин. — Реформе всего 3 года (я говорю "всего", а не "уже", потому что это довольно мало для того, чтобы с нуля разработать все принципы и апробировать все гипотезы). Мы видели, как реформа собиралась, и имплементировать её на практике оказалось сильно тяжелее. Поэтому начали с регионов, посмотрели, как это работает, и потом уже запустили Москву и Петербург".
Среди проблем, с которыми столкнулся региональный оператор, Наталья Беляева выделяет саботаж некоторых перевозчиков. Не выиграв контракты на этот год, они сбежали с обслуживаемых адресов ещё в конце декабря. Из-за этого многие петербургские дворы были завалены мусором в новогодние праздники. В работу НЭО внесли свои коррективы и обильный снегопад, который затруднял проезд к контейнерным площадкам, и (внезапно) архитектура: мусоровозы не всегда могли проехать через арки старых зданий и узкие подворотни.
"Нельзя все шишки сложить на городские власти, — уверена Беляева. — Ситуацией по полной воспользовались все, кто понимает много больше, чем новички отрасли. Это и управляющие компании, которые научились тратить плату за содержание придомовой территории на нужды, не связанные с отходами, и возчики: в отличие от городских властей, они знают и адресную программу, и как половить рыбку в мутной воде. Ведь ни одной новой компании в сфере обращения с ТКО, не считая НЭО, в Питере не появилось".

"Работали спустя рукава"

Мусорный коллапс в Петербурге связан с быстрой сменой подрядчика, считает заместитель президента Межрегиональной общественной организации "Мусора.Больше.Нет" Пётр Левин.
"Из-за этого накапливаются большие объёмы невывезенных отходов, — говорит эксперт. — Были ситуации, когда подрядчики, с которыми не продлили контракт, собрали свою инфраструктуру за несколько дней до Нового года. Им терять было нечего".
Эту ситуацию Михаил Замарин называет "обратной стороной медали мусорной реформы".
"У нас нет сдержек и противовесов, а система штрафов не соразмерна последствиям, — отмечает он. — Поэтому максимум, что сделают с такими подрядчиками, — это выпишут штраф. А выпишут его, скорее всего, на компанию, которая просто ликвидируется или утонет в бухгалтерской отчётности. По факту у нас есть законодательная система, которую предстоит развить, и система ответственности, которую предстоит ужесточить. Но на это требуется больше времени".
По словам эксперта, ощущение безнаказанности в сфере обращения с ТКО приводит к вседозволенности. "Компаниям просто наплевать. Они не выиграли тендер — ну и всё, значит, это не их проблема", — подчеркнул Замарин.
В качестве примера такого неспортивного поведения Пётр Левин приводит компанию "Автопарк №6 "Спецтранс". Проиграв конкурс, с 26 декабря она перестала вывозить мусор с северной части города. Новый подрядчик НЭО на тот момент ещё не успел вступить в свои права, что привело к переполненным бакам и недовольству горожан.
"Понимая, что их (Автопарк №6 "Спецтранс") сейчас выгонят, они работали спустя рукава, по принципу "ну валяется мусор, это же не наша ответственность, зачем мы будем его подбирать? А тут бачок перевернём", — продолжает Левин. — Это, наверное, логично, когда ты понимаешь, что лишаешься нескольких миллиардов рублей и остаёшься с огромным автопарком, который некуда применить. Но позиция компании выдавливать всех, кого только можно, приведёт к очевидной ситуации, что никто им помогать и сотрудничать с ними не захочет".

"Нужно запастись терпением"

"Нам досталось такое наследие, что мы даже не с нуля пытаемся построить мусорную реформу, а из минуса, — резюмирует Михаил Замарин. — Поэтому нужно запастись терпением, и я надеюсь, что мы через какое-то время увидим изменения, вектор определённо есть".
Слова эксперта подтверждает статистика: с начала года количество жалоб петербуржцев на вывоз отходов сократилось в 4 раза — с 1300 в сутки в пиковые моменты до 300-400 сейчас. По сравнению с новогодними праздниками ситуация в Петербурге уже изменилась в лучшую сторону. Проблему с мусором в городе удалось "взять под контроль", отчитался недавно губернатор Петербурга Александр Беглов. Между тем НЭО уже работает не только над решением текущих задач, а смотрит вперёд, в сторону развития системы раздельного накопления отходов.
"Любая реформа занимает не один год, — считает Пётр Левин. — Мы не в идеальном мире живём, всё равно какие-то накладки будут. Где-то к лету я прогнозирую, что на 80-90% ситуация нормализуется".