Арктика за неделю: новая железная дорога и прямой рейс из Петербурга

Автор фото: Тихонов Михаил

Россия в 2021 году возглавила Арктический совет. В связи с этим "Деловой Петербург" и Проектный офис развития Арктики реализует проект еженедельных дайджестов основных событий, которые произошли в Арктическом регионе как в России, так и за рубежом

Глава Минвостокразвития — о задачах развития Арктики

Руководитель Минвостокразвития Алексей Чекунков дал интервью "Российской газете", в котором обозначил главные приоритеты и направления развития АЗРФ на ближайшую перспективу.
На повестке дня — адаптация к климатическим изменениям, затрагивающим высокие широты. Так, серьёзным вызовом для Заполярья является потепление, которое может затронуть вечномёрзлые грунты. Для отслеживания ситуации разрабатывается специальная система мониторинга мерзлоты. Однако потепление — это ещё и возможности для роста, ведь данный процесс облегчит добычу в Арктике углеводородов и других ресурсов, а также расширит сельскохозяйственный ареал.
Особые надежды в контексте развития АЗРФ связываются с СМП: магистраль способна выйти на показатель 80 млн тонн к 2024 году при условии запуска крупных добычных проектов. Также на Севморпути при государственной поддержке будут развиваться транзит и каботаж.

Железная дорога для Индиги

Государство принимает активные меры по развитию арктической инфраструктуры. На новый уровень выходит проект создания транспортного кластера в Ненецком автономном округе. Глава государства дал поручение правительству представить до 10 мая нынешнего года предложения по созданию железнодорожного маршрута для порта Индига, строящегося на побережье Баренцева моря.
Новый маршрут должен будет соединить незамерзающий глубоководный порт, который может быть запущен уже в 2025 году, с национальной системой железных дорог. Таким образом, Индига станет ещё одной точкой выхода большой континентальной логистики России на Северный морской путь. Предполагается, что перспективный заполярный порт будет осуществлять перевалку угля, древесины, бумаги, а также метанола и титановой продукции.

Мосту через Обь — быть

Наметились реальные подвижки по ещё одному крупному инфраструктурному проекту Заполярья. Речь идёт о строительстве моста через реку Обь, который соединит города Салехард и Лабытнанги (ЯНАО). Как стало известно, заявка региона на деньги для моста, поданная в декабре прошлого года, была удовлетворена: проект получит государственное финансирование в размере 50 млрд рублей. Средства будут предоставлены через механизм инфраструктурного бюджетного кредитования.
Строительство моста решит целый ряд важных задач. Так, новый объект поможет повысить транспортную связанность АЗРФ, соединив столицу региона с наземной транспортной сетью страны. Кроме того, появление моста подстегнёт развитие ямальской экономики и удешевит северный завоз.

Арктические льготы в действии

Число предприятий, заявляющих новые проекты в Заполярье, постоянно увеличивается. Согласно вновь обнародованным данным Минвостокразвития, к настоящему моменту статус резидента АЗРФ получили более трёхсот компаний. Общий объём заявленных ими инвестиций приближается к 368 млрд рублей, при этом планируется создание порядка 14,5 тыс. рабочих мест.
Следует отметить, что в январе прошлого года в списке резидентов АЗРФ числилась 41 компания, а общая сумма заявленных инвестиций составляла около 180 млрд рублей. Таким образом, за год пул инвесторов в АЗРФ вырос более чем в семь раз, а объём планируемых капиталовложений — вдвое. Важный аспект: если поначалу на арктические льготы претендовали преимущественно крупные игроки, то теперь всё большее число резидентов представляет малый и средний бизнес.

Дизайн-код арктических поселений

Завершена работа над дизайн-кодом, предназначенным для оформления городских пространств в АЗРФ. Документ представляет собой комплекс рекомендательных стандартов и правил, регулирующих внешний облик городской среды в заполярных поселениях. При его разработке был использован как отечественный, так и зарубежный опыт.
Создатели дизайн-кода постарались учесть основные климатические и географические реалии, свойственные высоким широтам: наличие полярных ночи и дня, а также экстремально низкие температуры, туманы, вьюги и снегопады. Большое внимание уделено оформлению зданий и общественных пространств, освещению, навигации, городской инфографике. Внедрение рекомендаций дизайн-кода поможет сделать среду полярных поселений более функциональной, комфортной и дружелюбной.

Из Петербурга — на Хибины

Вскоре заработает прямой маршрут, напрямую связывающий Петербург и горные курорты Хибин: с 11 февраля авиакомпания "Россия" открывает регулярное сообщение с Мурманской областью. Полёты в аэропорт "Хибины" города Апатиты будут выполняться из Северной столицы четыре раза в неделю — по понедельникам, четвергам, пятницам и воскресеньям.
Новый маршрут позволит петербуржцам в течение неполных двух часов оказаться в ближней Арктике. Напомним, рядом с Апатитами расположен самый высокогорный горнолыжный курорт на северо-западе страны, а также озеро Имандра и ряд других живописных мест Кольского полуострова.