Тенге рубль бережёт: последствия кризиса для казахстанского бизнеса в Петербурге

Автор фото: shutterstock
Автор фото: shutterstock

Хотя Нур–Султан и Петербург разделяет около 3 тыс. км, их деловые связи крепче и обширнее, чем может показаться. "ДП" провёл краткую перепись казахстанского бизнеса на берегах Невы и попытался оценить — какие перемены могут его ожидать в связи с бурными политическими событиями начала января.

По данным Российского экспортного центра (РЭЦ), в январе–сентябре 2021 года Петербург занял третье место среди российских регионов по объёму экспорта в Казахстан (после Москвы и Московской области). Доля города составила 7,3%, в денежном выражении — почти $1 млрд. Ленинградская область, по оценкам РЭЦ, занимает 14–е место (с долей 1,8% и объёмом экспорта $240,1 млн). Интересно, что в областной структуре экспорта наибольшую долю занимает табак (34%).
"Судя по текущему развитию событий, кризис не повлияет на экспорт сигарет в Казахстан. Проблема могла бы возникнуть в том случае, если бы кризис затянулся и доступ в интернет пропал на более длительный период. Это, возможно, сказалось бы на оформлении заказов и работе таможни. На текущий момент наш сток на складе — порядка 3 месяцев. Наш дистрибьютор обеспечен продукцией, и никаких трудностей в связи со случившимся у него возникнуть не должно", — прокомментировал "ДП" Александр Обухов, генеральный директор "Империал Тобакко Центральная Азия".

Мы пришли сегодня в порт

Из петербургских промышленников в 2019 году о начале совместного производства в Костанае сообщал Петербургский тракторный завод (ПТЗ, входит в холдинг "Кировский завод"). Совместно с АО "АгромашХолдинг KZ" на базе Костанайского тракторного завода запустили производство тракторов "Кировец". По данным открытых источников, ПТЗ поставляет в республику около 200 тракторов различных моделей. В пресс–службе Кировского завода не ответили на запрос "ДП" о текущей ситуации на этом производстве.
Из Петербурга также экспортируют автомобили в страны СНГ, включая Казахстан. Так, в 2021 году завод "Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус" (ХММР) направил в страны ближнего зарубежья более 24 тыс. машин и машинокомплектов (на 25% больше, чем годом ранее). В том числе более 16 тыс. машинокомплектов ХММР отгрузил в Казахстан для последующей мелкоузловой сборки на заводе Hyundai Trans Kazakhstan. На данный момент экспорт не приостановлен, следующая отправка запланирована на 15 января, сообщили "ДП" в пресс–службе ХММР.
А вот в российском представительстве Nissan рассказали, что поставки в Казахстан были приостановлены. "Они возобновятся сразу после снятия режима ЧС", — уточнили в пресс–службе.
В авторетейле Петербурга известен казахский предприниматель Анатолий Балушкин. Однако он начал сокращать своё присутствие на местном рынке около года назад. Так, в феврале 2021 года ХММР прекратил поставку машинокомплектов его предприятию "Азия Авто" в Усть–Каменогорске. Той же зимой "Азия Авто" вышла из состава учредителей крупного петербургского автодилера "Лада–Центр", продав долю предпринимательнице Елене Корж.
Несколько лет назад казахстанский бизнес заинтересовался выходом к Балтийскому морю через порт Высоцк. В 2018 году предприниматель Тимур Кулибаев, муж средней дочери Нурсултана Назарбаева Динары, с одобрения ФАС приобрёл половину компании, контролирующей стивидора угольного терминала ООО "Порт Высоцкий". По данным СПАРК, выручка оператора за 2020 год составила 3,2 млрд рублей, чистая прибыль — 1 млрд. В 2021 году на порт Высоцк пришлось около 10% перевалки угля среди всех портов Балтийского бассейна.
Forbes называет Кулибаева самым влиятельным бизнесменом Казахстана. С 2005 по 2013 год он был внештатным советником президента Казахстана, с 2011–го входит в совет директоров ПАО "Газпром", является председателем Казахстанской ассоциации организаций нефтегазового и энергетического комплекса KAZENERGY.
В этом году в Высоцке планируется запустить новый терминал, рассчитанный на перевалку 4 млн тонн зерна — в несколько раз больше сегодняшних объёмов всех балтийских портов, вместе взятых. В то же время оператор зерновых и крытых вагонов ООО "Технотранс" хочет до 2023 года построить в порту свой Высоцкий зерновой терминал с аналогичной мощностью. С 2019 года компании ведут споры о земельных участках под свои инициативы. На сегодняшний день разбирательства ещё не окончены, но оба проекта, по–видимому, собираются реализоваться.

Земля на продажу

На строительном рынке Петербурга представлен один казахстанский девелопер — "Базис СПб". Компания построила ЖК Lumier на Петроградской стороне, Neva–Neva на Васильевском острове и возводит "Белый остров" в Приморском районе. По мнению Дениса Лебедева, вице–президента по инвестициям и GR GloraX, их доля недостаточно существенна для того, чтобы говорить, что события в стране могут как–либо повлиять на рынок Петербурга.
"Также казахстанские компании владеют пулом земельных участков. Правда, в последние годы часть из них продана российским партнёрам", — говорит Дмитрий Михалев, руководитель отдела по связям с общественностью и органами государственной власти "СПб Реновация" (ГК "Самолёт").
Три–пять лет назад казахские девелоперы активно рассматривали рынок Петербурга. Например, одной из таких компаний была BI Group, однако впоследствии проект был продан местному девелоперу. "Относительно перспектив выхода других компаний сложно прогнозировать, возможно, сейчас стоит задача скорее сохранить бизнес, чем развивать его в других странах. Но всё может быть, и для рынка Петербурга это будет скорее плюс, так как в Казахстане представлены ряд девелоперов, которые делают весьма хороший продукт", — уверен Константин Лосюков, генеральный директор Knight Frank St. Petersburg.
Впрочем, есть и обратный процесс. На фоне волнений в стране у граждан Казахстана может вырасти интерес к приобретению недвижимости за границей, в частности в Москве и Петербурге.

Задачка на логистику

На петербургском рынке продовольственного ретейла самый известный игрок родом из Казахстана — сеть "АлтынКум", насчитывающая в городе 24 магазина. Как рассказали корреспонденту "ДП" в компании, за 2021 год они продали около 1,5 тыс. тонн продукции из Казахстана.
Помимо этого, на улицах иногда можно встретить несетевые торговые точки с вывесками типа "Товары из Казахстана". Однако в этих магазинах далеко не весь ассортимент соответствует названию, на их полках немало товаров из российских регионов — Сибири, Поволжья и т. д.
В Петербурге также пытались развивать сеть магазинов Green (работали четыре магазина), но бизнес не пошёл. По мнению партнёра ONE STORY Ольги Сумишевской, уход компании с рынка был ожидаем: "Для качественного обеспечения такого формата необходим масштаб, то есть большее количество точек, и соответствующая цепочка поставок. Плюс для конкуренции с федералами требуется определённая ценовая политика, которую сети было сложно обеспечивать".
Независимый консультант по продвижению продовольственных товаров в торговые сети Михаил Лачугин считает, что на казахских магазинах Петербурга текущие события не сильно скажутся: перебоев с поставками быть не должно, тем более что продукция там в основном длительного хранения. "Но через эту страну у нас идут многие грузы и сырьё из Китая, ситуация может усложнить логистику и увеличить стоимость сырья и продукции. Причём коснётся это не только ретейла. Мои коллеги, которые занимаются производством строительных перчаток, отметили, что пряжа из Китая у них ранее шла через Казахстан, сейчас с этим сложно", — оговаривается он.
На ресторанном рынке Северной столицы представителей Казахстана нет. "В Петербурге в принципе мало ресторанов национальной кухни. Казахских я не знаю ни одного, хотя они могли бы пользоваться спросом. Такой продукт, как казы, очень вкусный и популярный, но у нас я встречал его только в национальных магазинах", — говорит президент Федерации рестораторов и отельеров Северо–Запада Леонид Гарбар.
Мы не ставим себе цель открывать как можно больше магазинов, обращаем внимание на качество продукции. Также поступает много нововведений от государства, например маркировка продукции, которые требуют денежных вложений. В Петербурге много выходцев из Казахстана и русских казахов, которые раньше жили в этой стране и имеют представление о казахстанской продукции. Также много иногородних студентов. К нам приходят те, кто хочет получить продукт, отличающийся от ассортимента сетевых магазинов. Мы опасались, когда начались беспорядки в Казахстане, что ситуация сложится как с Украиной. Это грозило бы закрытием бизнеса, логистика бы нарушилась, а товарных остатков на складе хватило бы всего на месяц. С юга Казахстана (Алма–Ата, Тараз, Шымкент), где были самые большие волнения и разрушения, фабрики и заводы только начали удалённо принимать заказы. Но всё ещё возникают перебои с интернетом, а это тормозит оформление сопроводительных документов. Могу привести пример с одним заводом по производству сыров. Товар стоит загруженный в машину, транспорт готов к отправке. Ждём ветеринарный сертификат, который должна дать местная ветеринарная служба. Она оказалась подвергнута разрушению, поэтому люди в экстренном порядке переезжают в другое помещение, восстанавливают серверы. Обещали, что в понедельник–вторник выпишут документ.
Анастасия Сычёва
генеральный директор ООО "ТД Алатея" (сеть "АлтынКум")
На бирже Петербурга торгуются ценные бумаги таких казахстанских предприятий, как Kaspi.kz, Актюбинский завод металлоконструкций (производят оборудование для строительных и нефтедобывающих компаний), АО "Баст" (специализируется на переработке медно–никелевых руд). Основу экономики Казахстана составляет нефтегазовый бизнес, однако в основном он связан с западными компаниями. Переход казахстанских предприятий в Россию, даже учитывая сложившуюся ситуацию, также маловероятен, поскольку условия для бизнеса в Казахстане значительно лучше.
Александр Карлик
профессор, завкафедрой экономики и управления рредприятиями и производственными комплексами СПбГЭУ
Казахский бизнес умеренно представлен в экономике города, в основном в сферах строительства, производства электротехнических изделий и стройматериалов. Казахские инвесторы приобрели в Петербурге завод Betset, производящий ЖБИ–панели для строительства. В СЗФО представлены интересы Alageum Electric, крупнейшего электротехнического холдинга республики. Компания осуществляет поставки силовых масляных и сухих трансформаторов. Беспорядки в Казахстане могли бы сказаться на российском бизнесе там, но не наоборот.
Елена Жиряева
профессор кафедры экономики СЗИУ РАНХиГС