Читать будут, но не всё: эволюция печатных СМИ в Петербурге

Автор фото: Пётр Ковалёв
Автор фото: Пётр Ковалёв

Дать читателю больше, чем просто информацию: а именно — инструменты для развития. Такой принцип прекрасно освоен "ДП": в арсенале издания мероприятия в разных форматах, которые предлагают бизнесу возможности для роста, а также диалога с властью и общественностью. Как эта концепция реализована в издании, ориентированном на другую аудиторию, рассказывает главный редактор и генеральный директор газеты "Панорама ТВ" Алексей Блинов, которого петербуржцы также знают, как обладателя двух "Хрустальных сов" и знатока игры "Что? Где? Когда?"

Как вы оцениваете сегодняшнее состояние рынка печатных СМИ?
— Если мы зайдём в интернет, почитаем всё, что касается газет и журналов в бумажной форме, то там будет чётко написано — и это подтверждают всевозможные объединения и альянсы и т.д. — рынок печатных СМИ исчезает. Сокращаются тиражи, уменьшается количество читателей и рекламы. Кстати, некоторые компании даже из рекламного бюджета убрали строчку "реклама в печатных СМИ". Правда, это в основном касается газет, в меньшей степени журналов, менее всего глянцевых изданий. То есть снижается выручка, которую способно генерировать это направление деятельности.
Алексей Блинов, главный редактор и генеральный директор газеты "Панорама ТВ"
Другое дело, что Петербург всегда был и остаётся до сих пор особым городом, с особым отношением к чтению и к газетам в принципе. Петербург, наверное, один из немногих, а я бы даже сказал, единственный город в России, который сохранил культуру газетного чтения. Причём за счёт старшего поколения и бизнес-элиты. Получилось, что сама бумажная пресса начала потихонечку сегментироваться.
Но ведь разделение по направлениям и тематике раньше тоже было?
— Безусловно, бумажная пресса всегда делилась по направлениям, и газеты всегда были особенно сегментированными, они не только по-разному преподносили материалы, но и освещали отдельные сегменты рынка или жизни человека. Но, всё–таки, они больше напоминали салат "Оливье": то есть были вкусны именно сочетанием всей информации. И качество этого "салата" определялось пропорцией, а пропорция — редакцией. В этом и был профессионализм редакции. Добавить и что-то остренькое, и докторской колбаски, и зелёного горошка, и майонез.
Но при этом, сейчас мы начинаем понимать, что газеты, которые являются универсальными, представляют из себя такой микс, салат — они как раз в первую очередь попали в категорию невостребованных. На сегодняшний момент, если мы говорим о печатных СМИ, то в большей степени нужно говорить о том, что бумага очень чётко структурирована и сегментирована по рынку потребления.
То есть, если это деловое издание — то оно рассчитано на определённого читателя. И, соответственно, становится таким красивым бизнес-аксессуаром, без которого предпринимателю уже просто неудобно, необразно, не статусно. Наличие бумажного издания, возможность перелистнуть страницы остаётся востребованной.
Следующая категория — это издания для старшего поколения. Здесь уже речь про некий элемент жизни, символ внутреннего спокойствия и устойчивости. Я бы это определил это, как "собеседник". А у каждого из нас свой "собеседник". Кто-то предпочитает, например, покупать издания с кроссвордами, какими-то логическими задачами. Это их собеседник по заполнению досуга.
Интересно, что сейчас считается, что молодые люди равнодушны к газетам. Мы совместно с РАНХиГС провели эксперимент: сделали студенческую газету. Причём все материалы для неё должны были написать сами студенты. Для вёрстки номера мы получили около 600 материалов. Оказывается — студентам интересна газета, бумага. Дело в том, что с течением времени всё электронное исчезает, а бумага остаётся — и, соответственно, можно бабушке отправить газету, в которой ты выступаешь одним из авторов. Этот труд останется, как мы сейчас говорим в портфолио, а раньше говорили "в семейном альбоме". Интерес ещё и в том, чтобы читать, что написали про тебя твои друзья, и в том, что непосредственно связано с тобой.
А если говорить о восприятии информации из печатных СМИ — оно меняется? Понятно, что мы сейчас не про "жёлтую прессу"…
— Эксперты говорят о том, что сейчас в интернете 70-80% информации фейковой, она не адаптирована. Всё-таки мы привыкли к тому, что "слово", которое напечатано в издании, прошло проверку, за него несёт ответственность редакция. И отвечать она будет не только по закону, но и нравственно — перед читателями, перед горожанами.
"Большая цифра" захлестнула за последние полтора года в том числе и аудиторию 35+. И неспроста распространилось такое явление, как диджитал-детокс, когда люди пытаются получить какое-то отдохновение от постоянного пользования цифровыми ресурсами. Мне кажется, что такое отдохновение как раз могут принести современные газеты и журналы. Это такой уникальный поток информации. И на сегодняшний момент сами издания — больше не просто газеты или журналы: это некая коммуникационная платформа, которая позволяет общаться с большим кругом людей.
В "Панораме ТВ" у нас есть телефонная горячая линия, на которую постоянно читатели обращаются, высказывают своё мнение. Я прекрасно понимаю, что они с нами разговаривают обо всём телевидении, обо всём видеоконтенте, который есть, дают им оценку — им важна наша экспертиза, мы для них, по сути, собеседник.
И это общение обретает всё новые формы — у газеты в 2021 году появился новый проект для людей серебряного возраста.
— Если мы можем помочь нашим читателям получить дополнительные компетенции, просто отвлечься от ситуации – мы стремимся это делать: предоставлять возможность развиваться и чувствовать, что жизнь гораздо объёмнее и более многогранна. Для этого мы придумали проект "Университет", где, по большому счёту, все готовы друг другу помогать сами. Просто, потому что многие из наших читателей умеют что-то делать хорошо и готовы этим делиться: ты меня научишь пользоваться компьютером, а я научу тебя испанскому языку. Ну это же прекрасно, когда есть такое взаимодействие.
Часто ли читатели и коллеги обращаются к вашему опыту игры в "Что? Где? Когда?"
— Поскольку сейчас мы все полюбили интеллектуальные игры, то наш коллектив играет активно. В том числе с читателями. И я очень рад, что у нас есть игры, в которых принимают участие люди почтенного возраста, есть сессии для детишек младших классов, для ребят постарше, для студентов. Интеллектуальная игра — это хорошая мотивация к собственному росту. И кроме того, это, конечно, площадка для общения. Своим партнёром мы выбрали библиотеку им. Маяковского, где и проводим мероприятия. Есть возможность, если ты чего-то не знаешь, обратиться к книгам. Это же здорово, когда мы сами себя подталкиваем к библиотечным полкам, к поиску дополнительной информации, к расширению кругозора.
Такие проекты — это часть реализации направления КСО, если говорить об издании всё же как о бизнесе?
— Так получилось, что у нас очень социально ответственный и активный коллектив. У нас есть внутреннее волонтёрское движение, сотрудники принимают участие в различных мероприятиях. С начала пандемии мы активно поддерживали добровольчество добрым словом и делом. И так получилось, что мы играли с волонтёрами прямо в красной зоне — из этого вырос большой проект, который мы реализовывали вместе с волонтёрами-медиками. Мы провели больше 300 игр, получили и благодарность и поддержу. Для нас же главное, что мы делали это от чистого сердца. Нам действительно повезло: корпоративная социальная ответственность это не то, что нам прислали сверху, а то, в чём мы сами чувствуем потребность. Прекрасно, когда у тебя коллектив такой отзывчивый. Это, наверное, и есть портрет "Панорамы". Мы внимательно слушаем своего читателя — и стараемся сделать максимум, чтобы ему было комфортно.