С домами на выход: закон о зонах охраны переписали ради моста через Неву

Автор фото: Вадим Кузьмицкий

Совет по наследию большинством голосов поддержал первую за долгое время перекройку закона о зонах охраны под конкретный проект — новый мост.

Будущему Большому Смоленскому мосту через Неву на Совете повезло оказаться в одной компании с терминалом ВСМ (который, как рассказывал "ДП", собираются построить на месте складов Кокоревых на Лиговском пр.) — всё внимание было приковано к последнему, и основной пыл борьбы был направлен против него же. Под терминал тоже хотели поправить охранные зоны, но, когда дошло до настойчивых предложений изъять для государственных нужд "Галерею" и построить вокзал на её месте, глава КГИОП Сергей Макаров решил сбавить пар, вынеся на голосование компромиссное решение по созданию рабочей группы.
По второму вопросу сформулировали прямо — выделить в охранной зоне территорию под домами, которые надо снести ради строительства съездов с будущего моста. Рук "за" было больше, чем "против". Как сообщила "ДП" пресс-секретарь КГИОП Ксения Черепанова, к результату ещё добавят голоса тех, кто участвовал в заседании удалённо или ушёл до голосования. Зампред ВООПИиК Александр Кононов вещал с трибуны, что нельзя создавать прецедент, когда в угоду определённому проекту правится целый закон, — иначе что же это за закон такой? Есть ведь хорошо известные лазейки в нём, и в случае с Большим Смоленским мостом можно ими воспользоваться.
Для строительства развязки с пр. Обуховской Обороны хотят снести восемь зданий, некоторые из них только формально "дореволюционные". Один дом — полуруина, да ещё и внутри квартала стоит, — его можно разобрать как аварийный. Ещё парочка до неузнаваемости перестроены в советское время. Под них готова другая лазейка: с уточнением даты постройки в Росреестре. Но за оставшиеся два или три дома градозащитники готовы биться — они сохранили свой облик.
Эти дома могли бы сохраниться, добавил Леван Харазов, директор проектировщика моста ООО "БКН инжиниринг", если бы не соседняя новостройка, которую возвели вопреки здравому смыслу там, где должен был быть съезд с моста. (Речь, видимо, идёт о здании группы RBI.) Архитектор Никита Явейн и на первом вопросе, по вокзалу, и здесь выступил с инициативой передвинуть мешающие постройки. На Чёрной речке похожее перемещение уже почти согласовано. По прикидкам зодчего, там меньше чем за 100 млн дело не выйдет, а тут для самого маленького дома потребуется миллионов пятьдесят.
Глава КГИОП заметил, что для кого–то 100 млн, может, и не деньги, но не все же такие богатые. И это хорошо ещё, что, видимо, сэкономили на трамвайной эстакаде, как на Володарском (новый мост хоть и разводной, но высокий, и без такой эстакады сворачивать прямо на пр. Обуховской Обороны вагоновожатые не смогут). А так бы, может, и о границах соседних памятников зашла речь. Трамвай по мосту всё–таки пустят — но составам придётся делать большой крюк.
В архитектурно–градостроительное обоснование трамвайное движение в составе новой транспортной магистрали вошло в виде "челнока" — от трамвайной сети на правом берегу только до ул. Бабушкина. По Бабушкина трамвай не ходит, а до Бухарестской его дотянут нескоро (поскольку пока строят только сам мост, а не всю магистраль от Стачек до Энергетиков, частью которой он является). В комитете по транспорту подтвердили, что изначально трамвайных съездов на пр. Обуховской Обороны не было. Но ГУП "Горэлектротранс" настояло на их появлении. Ему же в целом принадлежит инициатива организации на новом мосту трамвайной линии.
"На данный момент варианты размещения трамвайной линии через проектируемый мост с пр. Обуховской Обороны находятся в проработке, говорить о каких–то наиболее вероятных инженерных решениях преждевременно. Геометрия съездов прорабатывается", — прокомментировали в пресс–службе ГЭТ. В комитете по транспорту подтвердили, что трамвай подключат к пр. Обуховской Обороны через смежные улицы. "Окончательное решение будет определено после разработки документации для размещения данного линейного объекта", — добавили в ведомстве. Один из наиболее вероятных вариантов, по данным "ДП", — петля вокруг станции метро "Елизаровская": с моста трамвай съедет на Большой Смоленский пр., повернёт на ул. Бабушкина, а затем по пр. Елизарова выйдет на пр. Обуховской Обороны.
По мнению транспортного инженера Дмитрия Баранова, при пересечении с пр. Обуховской Обороны в разных уровнях других вариантов соединения нет. А без соединения моста с ул. Салова и с трамвайным узлом на Бухарестской ул. толку от него будет немного, но для этого нужно будет построить длинный путепровод через главный ход Октябрьской железной дороги.
"Проблема в том, что у нас по–прежнему пытаются сделать как можно больше для машин, а остальное — по остаточному принципу. Но пространство для машин — это закон Паркинсона. Сколько дашь, столько и заполнится. Пересечения могут быть в одном уровне, это огромная экономия. Понятно, что в разных уровнях делают, чтобы сократить задержки, но сокращение задержек тут приводит к увеличению в других местах, где возрастает нагрузка", — говорит Баранов, отмечая, что если уж проектировщики уместили там развязку со съездами, то организовать подключение трамвайной линии на пр. Обуховской Обороны при организации пересечения в одном уровне — точно не проблема.
Ряд собеседников "ДП" опасается, что в случае отсутствия трамвайных съездов мост могут построить не с рельсами, а с заделом под них.