Скинемся всем миром: низкоуглеродное будущее сделает жизнь дороже

Автор фото: shutterstock
Автор фото: shutterstock

2021 год доказал, что экологичность теперь — не просто мода, а условие конкурентоспособности бизнеса. Пока корпорации борются за новые рынки, рядовые граждане корректируют потребительское поведение.

Пандемия, несмотря на катастрофические последствия для мировой экономики, не могла не порадовать экологов. В 2020 году мировые выбросы углекислого газа в энергетике снизились на 5,8%, или 2 млрд тонн. Это, как следует из отчёта Международного энергетического агентства (МЭА), рекорд со времён Второй мировой войны. Повод для радости неоднозначный: такие результаты связаны не столько с успешной реализацией энергетического перехода, сколько с масштабным экономическим спадом.
Примечательно, что даже на фоне пандемии намеченные планы по глобальной декарбонизации остаются в силе. Ровно 2 года назад была заключена "зелёная сделка" ЕС.
Уже к 2030 году выбросы парниковых газов на территории Европы планируется сократить на 55%, а к 2050 году эта территория должна стать климатически нейтральной. На ту же дату ориентируются и Соединённые Штаты со своей "нейтральностью".
Удастся ли Западу реализовать такие амбициозные планы — вопрос пока открытый. С другими странами ясности и того меньше, как показали итоги ноябрьской конференции ООН по изменению климата в Глазго. Впрочем, эксперты уверяют, даже в такой атмосфере неопределённости бизнесу стоит готовиться к новым вызовам.

"Зелёные" инвестиции

В условиях сжатых сроков и бескомпромиссной экополитики объёмы инвестирования в "озеленение" будут колоссальными уже в ближайшие годы. По последней оценке МЭА, к 2030 году ежегодные общемировые вложения в альтернативную энергетику и экологичное производство должны вырасти до $4 трлн — это вчетверо больше нынешних показателей. При этом две трети от прогнозируемой суммы составят частные вложения предприятий в собственную модернизацию, а оставшуюся треть покроют правительства стран. Совокупный объём инвестиций в энергопереход оценивается в $27 трлн.
Для крупного бизнеса экологические вопросы закономерно оказались на повестке дня. Так, согласно KPMG 2021 CEO Outlook, более трети от опрошенных CEO крупнейших компаний мира готовы тратить 6–10% от дохода на "зелёные" проекты. К примеру, уже сейчас Amazon выделил $2 млрд на то, чтобы свести собственные выбросы CO2 к нулю к 2040 году. А Microsoft потратит $1 млрд на достижение отрицательного уровня выбросов углекислого газа к 2030 году. Это значит, что компания не только сократит собственные выбросы, но и поможет с удалением уже имеющегося CO2 из атмосферы.
Несложно предположить, что на подобные "зелёные" инициативы компании подталкивают не только экономические расчёты, но и внешнее давление. Amazon, к слову, объявил о планах перехода на возобновляемые источники энергии на фоне скандала с сотрудниками-экоактивистами в 2019 году. Настойчиво продвигают экоповестку и некоторые СМИ. В частности, британское леволиберальное издание The Guardian регулярно оповещает своих читателей о том, что не продаёт рекламу нефтедобывающим компаниям, а следом просит оформить ежемесячное пожертвование.

Нет пути назад

В 2021 году "зелёная" повестка стала особенно актуальна на государственном уровне в России. На апрельском Саммите лидеров по вопросам изменения климата президент страны Владимир Путин в обращении к зарубежным партнёрам рассказал про "озабоченность, связанную с изменением климата" и заинтересованность в "активизации международных усилий по решению этой проблемы". Подумать о будущем планеты призывает и экс-глава "Роснано" Анатолий Чубайс, который в декабре 2020 года стал спецпредставителем президента по связям с международными организациями для достижения целей устойчивого развития.
Экоповестка, которую всё чаще транслирует Кремль, звучит в поразительный унисон с позициями, высказываемыми на Западе. Хотя здесь речь едва ли идёт о какой бы то ни было разрядке в отношениях. По словам опрошенных "Итогами" экспертов, глобальное "озеленение" российской экономики — в первую очередь вопрос сохранения рынков.
"Если мы не будем переходить на "зелёное", потери экономики окажутся большими. Мы находимся не в состоянии сохранения статус-кво, иначе потеряем рынки и доходы, — пояснил директор Центра экономики окружающей среды и природных ресурсов ВШЭ Георгий Сафонов. — Речь идёт в том числе об экспорте, а это несколько сотен миллиардов долларов ежегодно. Это касается и внутреннего производства тоже. Если вы не сдаёте отчётность современных стандартов, если вы “грязный”, заёмный капитал будет дороже. Это нынешняя политика банков, инвесторов и так далее".
Путь к экологичности для российских компаний может оказаться совсем не простым. Показательной в этом отношении стала ситуация с социальными облигациями РЖД. В начале 2021 года в компании рассказали, что крупнейший международный инвестфонд PIMCO, у которого около $2 млрд в управлении, не стал выкупать часть облигаций, несмотря на заинтересованность. В PIMCO решение объяснили тем, что более 50% грузооборота РЖД — это карбоновый груз, то есть нефтепродукты и уголь. "Теперь карбоновый след [касается] не [только тех, кто занят] в прямом производстве, а ещё и тех, кто участвует в этом следе", — сделал вывод гендиректор РЖД Олег Белозёров.

Жить станет дороже

Преимущества глобального энергоперехода, о которых размышляют главы государств и корпораций, далеко не всегда оказываются очевидными для рядовых граждан. Судя по прогнозам экономистов, эти опасения не лишены оснований. К примеру, стратегия низкоуглеродного развития России предполагает увеличение стоимости электричества на 4% к 2030 году, а к 2050 году — на 26%. Об этом журналистам сообщил глава Минэкономразвития Максим Решетников в октябре этого года.
Внедрение более экологичных производств приведёт к росту потребительских цен, считает профессор департамента экономики НИУ ВШЭ, автор telegram-канала "Экономика и приложения" Александр Скоробогатов. "Если "нагнуть" бизнес давлением со стороны общества и государства, то придётся применять более дорогие технологии. Если стоимость производства вырастет, то поднимется цена на товары для потребителей. Согласно одному из подходов, в конечном счёте это выгодно всему человечеству, потому что Земля — наш дом. Но нам придётся всем на это скинуться. Другая точка зрения — это всё раздуто и выгодно политикам, партиям "зелёных" и активистам. Их доходы и статус от этого растут. Доля правды есть и там, и там", — считает эксперт.
Если отвлечься от такого глобального процесса, как повышение среднегодовой температуры, внедрение новых технологий может положительно сказаться на экологической обстановке в отдельных регионах. "В мире есть города, которые благодаря эффективным мерам, направленным на декарбонизацию, почти достигли статуса с нулевым балансом выбросов углекислого газа. Это, например, Тампере в Финляндии", — пояснила главный эколог полигона ООО "Новый Свет-Эко" Александра Забелина. Она напомнила, что в Петербурге наибольший вклад в загрязнение окружающей среды вносят предприятия теплоэнергетики и транспорт.
Как бы то ни было, эксперты и аналитики сходятся во мнении, что "зелёный" маховик уже запущен. А низкоуглеродное будущее, о котором так много говорили в последние годы, воплощается в жизнь прямо сейчас. В таких условиях стоит поторопиться, в противном случае украденное детство Греты Тунберг аукнется немалыми убытками для бизнеса. А что до рядовых граждан — они и сами разберутся. Благо летать и много есть сейчас совсем не в моде.