Туманная перспектива: рынок нефти приблизился к доковидным показателям

Автор фото: shutterstock
Автор фото: shutterstock

Итоги следующего года будут зависеть от темпов развития ВИЭ и новых штаммов коронавируса, уверяют эксперты.

Апрель 2020 года ещё долго будет сниться в кошмарах экономистам и трейдерам со всего мира. Именно тогда, в разгар первой волны пандемии, цена нефти впервые в истории упала до отрицательных значений. По мере восстановления спроса — активизации промышленности и постепенного выхода из локдаунов — котировки чёрного золота поползли вверх и даже превысили $80 за баррель в октябре этого года.

Всё решит коронавирус

По словам опрошенных "Итогами" экспертов, говорить о ценовом восстановлении рынка нефти можно уже сейчас. При этом доковидного уровня достичь удастся лишь в 2022-м, но при условии ослабления карантинных мер и восстановления авиаперелётов. Эти планы могут не осуществиться из-за распространения нового штамма коронавируса омикрон, который может побудить правительства вводить новые локдауны уже в новом году.
"С большой долей вероятности ОПЕК будет придерживаться плана ежемесячного прироста объёмов добычи нефти, что позволит удерживать цены на уровне, приемлемом для стран-экспортёров. Если этот план будет скорректирован, то к моменту окончания соглашения рынок может столкнуться с профицитом, который станет драйвером падения нефтяных котировок", — подчёркивает генеральный директор ООО "Наанс-Медиа" Тамара Сафонова. Текущие договорённости ОПЕК+ по фиксированному наращиванию добычи нефти (400 тыс. баррелей в сутки) действуют с августа этого года.
Если исключить форс-мажоры, в 2022 году цены на чёрное золото будут оставаться в пределах $65–85 за баррель, считает директор филиала "Василеостровский.Брокер" инвестиционной компании "БКС Мир Инвестиций" Сергей Турухин. "Нефть выше $100 гипотетически может стать реальностью только в случае реализации каких-то форс-мажорных событий, к примеру — в случае регионального конфликта в районе Ормузского пролива, перекрытия одного из ключевых путей поставок", — уточняет эксперт.
Турухин также отметил, что непредвиденно высокая стоимость нефти могут стать триггером инфляции, которая и так разогналась до многолетних максимумов во многих странах.

Проблемный бензин

Аналитики предупреждают, что важным фактором будущей волатильности нефтяных цен может стать наметившийся конфликт США с ОПЕК+. На фоне роста нефтяных цен в США подорожал бензин, что, по мнению ряда экспертов, негативно влияет на рейтинг демократов. Страны-участницы ОПЕК+ наращивать добычу сверх установленных пределов не планируют и рассчитывают полностью выйти из обязательств лишь к концу сентября 2022 года.
Как справедливо предсказывал Bloomberg ещё в начале ноября, такая позиция альянса спровоцирует новый политический конфликт. 31 октября президент США Джо Байден назвал "неправильной" ситуацию, в которой "Россия, Саудовская Аравия и другие крупные производители не собираются качать больше нефти, чтобы у людей был бензин для поездок на работу". К тому моменту стоимость топлива в США поднялась до семилетних максимумов — это мгновенно ударило по карману автолюбителей. Аналитики отмечают, что рост цен на моторное топливо в Соединённых Штатах стал одним из драйверов инфляции, сопоставимой по темпам с показателями 1990 года.
К слову, сложившаяся ситуация едва ли скажется на расходах российских владельцев авто. Дело в том, что цены на бензин в России находятся под неусыпным контролем ФАС и не могут взлететь даже в случае резкого роста котировок. "Для Петербурга и Ленобласти, например, сейчас характерна другая проблема — диспаритет оптовых и розничных цен. Это волнует в первую очередь владельцев независимых АЗС, которые закупают бензин оптом дороже, чем продают в розницу", — пояснил "Итогам" президент Нефтяного клуба Петербурга Олег Ашихмин. Он также отметил, что за последние несколько месяцев многие автолюбители отказались от газового оборудования из–за роста цен на этот вид моторного топлива и стали возвращаться к бензину и дизелю.

Новый союз

Страны ОПЕК+ к неоднократным призывам Байдена пока не прислушались. По итогам заседания альянса 4 ноября было принято решение не наращивать добычу сверх уже имеющихся договорённостей. Такой итог одобрил в том числе вице-премьер РФ Александр Новак — он сослался на сезонное сокращение спроса и пандемию. 23 ноября в попытке всё-таки ограничить рост цен за счёт увеличения предложения Байден распорядился продать 50 млн баррелей из стратегического резерва в попытке сдержать цены. В официальном заявлении Белого дома указано, что к продаже присоединятся Китай, Индия, Япония, Корея и Великобритания.
В западных СМИ с лёгкой руки аналитиков Rystad Energy эта новость разлетелась под заголовками о появлении нового противоборствующего ОПЕК+ союза. "Сегодня мы видим официальное появление “анти-ОПЕК+”, группы крупнейших мировых потребителей нефти, которые берут динамику спроса и предложения в свои руки, решившись на необычный и беспрецедентный шаг — продажу нефти из стратегических резервов, чтобы снизить цены", — описала решение Белого дома аналитик Rystad Energy Луиза Диксон. По словам эксперта, реализация запланированного может привести к переизбытку сырья на мировом рынке в ближайшие месяцы.

"Зелёная" угроза

Большинство аналитиков сходятся во мнении, что сильный и долгосрочный эффект на рынок нефти будут оказывать глобальные планы по отказу от ископаемого топлива и переходу на возобновляемые источники энергии. "Причиной падения спроса на углеводороды могут стать реальные действия стран по переходу на возобновляемую энергетику, однако в текущем году статистика демонстрирует рост спроса не только на нефть и газ, но и на уголь и электроэнергию", — сказала "Итогам" Тамара Сафонова. Сейчас чересчур оптимистичные прогнозы быстрой реализации энергоперехода провоцируют дефицит по всем видам энергоресурсов с углеродным следом, добавила эксперт.
Примечательно, что в этом году аналитики Международного энергетического агентства впервые спрогнозировали снижение мирового спроса на нефть по всем из рассмотренных сценариев. Если к 2050 году человечество реализует самый радикальный вариант достижения углеродной нейтральности, при котором новые нефтегазовые месторождения будут не нужны, цена на нефть упадёт до $24 за баррель (причём в 2030 году она успеет снизиться до $36 за баррель). Планы по достижению углеродной нейтральности до 2050 года поддерживают страны Евросоюза и США.
Такие намерения глобально "озелениться" не смогут не коснуться России. Так, на фоне неуклонного роста рынка альтернативной энергетики российский Минфин прогнозирует снижение доли нефтегазовых доходов в структуре бюджета. В 2021 году они, по данным Минфина, должны составить около 8,5 трлн рублей, или 35,6% от всех поступлений в бюджет. К 2030 году эти доходы достигнут 9,2 трлн рублей, но составят 28,3% от общих. А к 2036 году нефть и газ принесут 11,3 трлн рублей, при этом их доля уменьшится до 24,6%, считают в министерстве. По всей видимости, в ближайшие декады способом компенсировать эти потери может стать продажа водорода. По оценкам Мин­энерго, к 2050 году экспорт из России этого "зелёного" газа может достичь $100 млрд в год.