С поддержкой свыше

На прошлой неделе состоялось заседание наблюдательного и экспертного совета АНО "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов" под руководством Президента РФ Владимира Путина, на котором "Мегалайн" представил два своих проекта.

О том, как отреагировал президент на идеи развития транспортно–пересадочных узлов и реновации территории промплощадки "Горская", а также как это поможет продвижению проектов, "ДП" рассказал генеральный директор девелопера Геннадий Корупятник.

Какова была реакция президента?

— Ему понравилось. Кстати, наши разработки президенту представляла менеджер проектов "Мегалайн" Кристина Костюкова. Эти проекты — наглядный пример, как необходимо менять подход к развитию городов, учитывать индивидуальные возможности локаций и потребности городского развития. Надеемся, после одобрения президента проекты получат новый толчок в реализации. К сожалению, сейчас мы идём, чуть отставая от графика из–за некоторой медлительности городских властей. Но, уверен, всё ускорится, и уже летом следующего года мы приступим к реализации обоих проектов.

Давно ли вы сотрудничаете с АСИ?

— Соглашение и дорожные карты поддержки и сопровождения двух крупнейших петербургских инфраструктурных проектов с федеральным агентством мы подписали ещё в сентябре. Для нас оно принципиально важно. Сейчас проекты находятся в той стадии, в которой для их реализации нужны определённые усилия. Экспертная помощь АСИ нам просто необходима.
Агентство стратегических инициатив при президенте России — "агент изменений", работающий вместе с лидерами над масштабными инициативами и объединяющий усилия общества, бизнеса и государства. Оба предложения были выбраны АСИ в качестве лидер–проектов по изменению инфраструктуры в Петербурге.

Чем они важны для города?

— Эти проекты позволяют создать современную качественную городскую инфраструктуру в пока депрессивных локациях Петербурга. Вот возьмём промпрощадку "Горская", которая после завершения строительства комплекса защитных сооружений более 10 лет находилась без присмотра и превратилась в заброшенный полигон с несанкционированными свалками и горами строительного мусора. Несмотря на то, что она находится в привлекательном месте — в востребованном Курортном районе. Городские власти последние 3 года пытались инициировать там проекты, но ничего не получалось.
Мы же предлагаем кардинально поменять судьбу этой территории и создать там новую точку роста, городскую точку кипения. На 110 га появится высокотехнологичное, деловое и общественное пространство. Драйверами развития территории выбраны четыре направления: IT–деревня (крупнейший на Северо–Западе инновационный кластер), современные промышленно–складские объекты формата Light Industrial (помещения площадью до 2 тыс. м2, пользующиеся спросом у малого и среднего бизнеса), гостиничная и сервисная инфраструктура, а также культурный кластер. На территории появятся общественные пространства, Музей дамбы со смотровой площадкой, благоустроенные набережные, велодорожки и иная инфраструктура для комфортной городской среды. Объём инвестиций в проект составит более 60 млрд рублей.
Сейчас мы разработали несколько вариантов развития территории — мастер–планов. По каждому из инфраструктурных объектов аналитики компании подготовили финансово–экономическую модель, описывающую бюджетную эффективность от реализации проекта для федерального и регионального бюджетов. По нашим расчётам, объём налоговых поступлений в течение ближайших 15 лет составит 31,6 млрд рублей, также появится более 14,5 тыс. рабочих мест для жителей города.

В ноябре вы объявили открытый международный конкурс на разработку архитектурно–градостроительных решений территории "Горская". Есть какие–то результаты?

— Конкурс только стартовал. Сейчас при поддержке Международного сообщества городских и региональных планировщиков (ISOCARP), Совета по экологическому строительству в России (RuGBC), а также Ассоциации ландшафтных архитекторов России мы собираем заявки от претендентов. Пока о результатах говорить рано, но могу сказать, что интерес к нему достаточно большой. Мы пригласили президента на объявление победителя конкурса, которое состоится в рамках ПМЭФ–2022, и обратились к нему с просьбой поддержать проект.

Также в ноябре вы подали в комитет по инвестициям Петербурга заявки дочерних компаний на предоставление статуса стратегического инвестора по семи территориям редевелопмента промплощадки "Горская". Результат есть?

— Сейчас они рассматриваются. Конечно, нам хотелось бы, чтобы всё шло быстрее, но административные процедуры неизбежны. Надеюсь, что представление наших проектов президенту и его поручение ускорят получение необходимых от городских властей согласований.

Ещё один проект, который вы представили на выставке АСИ, — программа развития транспортно–пересадочных узлов. Насколько эта программа важна для города?

— В Петербурге с 1992 по 2021 год нагрузка на транспортную сеть увеличилась более чем в 2 раза. Изменились стандарты качества жизни, но транспортная система города не претерпела значительных изменений: пассажирская инфраструктура общественного транспорта отстаёт от современных требований.
Ежедневно общественным транспортом пользуется более 6,5 млн человек, включая жителей Ленинградской области и других регионов, что составляет 1,5 млрд поездок в год. В летний период город особенно привлекателен для туристов, так как он становится площадкой для масштабных мероприятий. При этом 85% пассажиров недовольны существующей инфраструктурой, в том числе в связи с длительностью пересадок с одного вида транспорта на другой, удалённостью остановок общественного транспорта от метро и отсутствием сервисной инфраструктуры.
Развитие агломерации Петербурга и Ленобласти идёт опережающими темпами, а значит, и работать над строительством современных ТПУ, способных эффективно разводить пассажиропотоки по различным видам транспорта, нужно начинать уже сейчас, причём учитывая мировой опыт. Тем более что существующие на сегодняшний день объекты вроде "Старой Деревни", "Гражданского проспекта" и "Проспекта Большевиков" работают на пределе нагрузки.
В целях повышения удовлетворённости пассажиров от транспортной системы города мы разработали проекты строительства 61 транспортно–пересадочного узла. При реализации проекта создания ТПУ 72%, или 3,8 млн, жителей города получат 5–минутную транспортную доступность к ежедневным сервисам в составе транспортных узлов. Общий объём инвестиций составит 186 млрд рублей, бюджетная эффективность — 140 млрд рублей, а также будет создано более 30 тыс. рабочих мест.

С каких локаций предлагаете начать реализацию проекта?

— В перечне приоритетных — ТПУ у "Старой Деревни", "Гражданского проспекта", "Улицы Дыбенко" и "Проспекта Большевиков". Главная изюминка проекта — он предусматривает комфортный переход для пассажиров между несколькими точками транспортной инфраструктуры: железнодорожная станция, станция метро, трамвайные остановки, в том числе и со стороны ж.–д. платформы, автобусная остановка. Сейчас во всех этих локациях территория, прилегающая к станциям метро, критично депрессивная и формирует соответствующий фон. Создание сопутствующих базовым ультрасовременных объектов коммерческого, рекреационного и делового назначения, безусловно, привлечёт платёжеспособный сегмент и повысит общий экономический индекс не только этой территории, но и всего Петербурга.
Все наши проекты будут представлены на Российском инвестиционном форуме, который пройдёт в Сочи в феврале будущего года. Мы обратились к президенту РФ с просьбой поддержать реализацию проекта, чтобы открыть первый ТПУ в Санкт–Петербурге в 2024 году. Надеемся, что поддержка Владимира Путина позволит сделать его родной город ещё краше и комфортнее.