Скамейки и урны у памятников Петербурга разрешат ставить без КГИОП

Автор фото: Ермохин Сергей

Действие правил благоустройства расширят на памятники архитектуры. Это ослабит контроль за ними со стороны КГИОП.

Проект внесения изменений в правила размещён на сайте антикоррупционной экспертизы. Инициатор — комитет по благоустройству. Теперь требуется "содержать объекты культурного наследия и территории вокруг них в соответствии с законом “О благоустройстве в Санкт–Петербурге”", сообщили "ДП" в пресс–службе комитета. Там привели в пример уборку и санитарную рубку деревьев.
Однако только ими дело не ограничится. В документе описываются, например, детальные требования по обследованию и ремонту фасадов. В частности, как уже рассказывал "ДП", на основании правил можно требовать сохранения витражей как части фасада. Впрочем, у памятников существуют собственные предметы охраны, что может привести к конфликтам.
При этом в отношении проектирования и размещения новых элементов благоустройства правила будут действовать на территориях памятников, если не предполагаются земляные работы. В частности, они распространятся на контейнерные площадки, скамейки, качели, полусферы и урны. Их можно будет ставить на территориях памятников без согласования с КГИОП. Это "даст возможность муниципальным образованиям размещать элементы благоустройства" на территории памятников, отметили в комитете.
Юрист Павел Шапчиц в комментарии "ДП" поддержал вторую часть изменений в правила, что касается новых возможностей для муниципалов (у которых до недавнего времени был прямой запрет тратить деньги на содержание объектов наследия). Но нововведения недостаточны, считает он.
Например, многие сталкиваются с невозможностью отремонтировать мощение во дворе, а эти работы как благоустройство по предлагаемым поправкам не провести. По мнению юриста, такого вида работы должны идти без историко–культурной экспертизы, но при условии согласования КГИОП на предмет отсутствия разрушающего воздействия на памятник.
Что же касается первой части поправок, о содержании памятников по правилам благоустройства, они вызывают больше вопросов из–за фундаментальных проблем в законодательстве. Понятие объекта благоустройства определено Градкодексом нечётко — по здравому смыслу, благоустройством не должны затрагиваться какие–либо архитектурные вопросы, необходимо разделение между градостроительными и благоустроительными нормами.
"В результате у нас под видом некоего благоустройства (вывески, кондиционеры) постоянно осуществляется вмешательство в архитектурный облик зданий — как исторических, так и не исторических. Я не думаю, что распространение правил благоустройства (на территории памятников. — Ред.) каким–то образом улучшит или ухудшит сложившуюся ситуацию (с сохранением исторических зданий. — Ред.)", — добавил Шапчиц.
Игроки реставрационного рынка говорят, что прежде на отдельные урны или скамейки самостоятельных экспертиз не разрабатывалось, но, скажем, на общий проект благоустройства двора исследование приходилось делать.
"Я в этом вижу один конфликтный вопрос: любые работы на объектах наследия согласовываются в КГИОП. И если это согласование будет необязательно, наверняка комитет будет очень сильно возражать. Потому что вид этих малых архитектурных форм, безусловно, важен для любого памятника — специалисты должны смотреть и проверять, насколько это тактично сделано", — полагает гендиректор ООО "НИиПИ Спецреставрация" Игорь Пасечник.
В свою очередь, гендиректор ООО "АСМ" Алексей Михайлов считает, что отдельные объекты, предназначенные "для удобства людей", можно согласовывать по упрощённой процедуре. Но он сомневается, что на основании правил благоустройства следует ставить на территории памятников контейнерные площадки.