В ВШЭ заявили о необходимости цифрового прорыва в высшем образовании

Автор фото: Тихонов Михаил
На рынке онлайн-образования России произошёл инвестиционный бум. Новые технологии позволяют студентам учиться онлайн, что даёт свободу выбора подходящего вуза, программы и формата. Таким образом, конкуренция между университетами усиливается. Выиграть это соревнование можно, создав человекоцентричный маркетплейс образовательных продуктов. Об этом заявил ректор Высшей школы экономики Никита Анисимов.
"Пандемия вызвала очень высокий спрос на новые форматы обучения и связанные с ними цифровые сервисы. Впервые в сферу онлайн-образования пришли серьёзные инвесторы, и благодаря этому всего за год многие образовательные платформы смогли вырасти и развиться до размера цифровых гигантов. По прогнозам экспертов, к 2025 году объём глобального рынка онлайн-образования достигнет 400 млрд долларов. Уже сегодня у глобальных и национальных платформ около 200 млн слушателей, что сопоставимо с численностью всех студентов в мире", — отмечает Никита Анисимов в колонке для HSE Daily.
По мнению ректора, Россия пока отстаёт от лидеров в этой области. В первую очередь, речь идёт о США, Китае и Индии. Как уточнил Анисимов, весь российский рынок онлайн-обучения в 2020 году оценивался на уровне 60 млрд рублей — это меньше, чем стоимость одного глобального EdTech-единорога. Причина, по его словам, кроется в недостаточно развитых цифровых ресурсах и навыках. Как показали опросы, в начале пандемии лишь 11% образовательных программ реализовывались с применением дистанционных технологий, а 60% преподавателей вообще не пользовались цифровыми ресурсами в работе. Однако за последний год доля преподавателей, которые видят в цифровых технологиях новые возможности для повышения доступности качественного образования, выросла с 30 до 70%. В связи с этим система образования пережила вынужденно быструю "лоскутную" цифровизацию.
"Несмотря на все очевидные трудности и проблемы, я уверен, что в дальнейшем высшее онлайн-образование ждёт большое будущее. Уже сейчас более 6 млн студентов в мире учатся полностью онлайн. Это удобно и нравится студентам: наши исследования до и через некоторое время после начала пандемии показали, что, обучаясь онлайн, студенты стали меньше уставать и больше высыпаться, получили больше свободного времени для отдыха, волонтёрской деятельности или развлечений", — добавил эксперт.
Важный контекст трансформации высшего образования задаёт скорость трансформации экономики, подчеркнул глава ВШЭ. Сегодня университеты постепенно становятся образовательными "конструкторами", которые занимаются сборкой и распаковкой образовательных программ. Университет становится экосистемой, сочетающей офлайн- и онлайн-дисциплины и модули, основное и дополнительное образование для разных аудиторий и разного уровня, комфортную развивающую среду для обучения и общения.
"На рынке идёт жесткая конкуренция за студента: его необходимо не только привлечь, но и увлечь, заинтересовать, предложить удобный формат непрерывного образования и повышения квалификации. Именно поэтому так важно создавать индивидуализированные программы, человекоцентричные сервисы — онлайн-курсы, адаптивные тренажеры", — считает Никита Анисимов. — Цифра — уже не будущее, а неизбежная реальность, альтернативы ей нет. Перед нами стоит серьёзный вызов — необходимость совершить цифровой прорыв в высшем образовании. Для этого все вузы должны достичь полной цифровой зрелости, используя как основу решения передовых университетов, поддержанных технологическими компаниями. Преподавателям и студентам предстоит на ходу обучаться работать в онлайн-среде".
Как ранее сообщал "ДП", по итогам 2020-го рынок EdTech в России продемонстрировал значительный рост — по разным оценкам, на 25–35% вместо спрогнозированных 8%. При этом отрасль не только "зреет" финансово, но и меняется структурно, предлагая участникам новые технологии и форматы.
О том, что ждёт российский EdTech и какие IT-инструменты использует сейчас рынок для развития — читайте в материале "ДП".