Дочкин спор: входящие в ОСК верфи поспорили на 1,5 млрд рублей

Автор фото: ТАСС

Адмиралтейские верфи предъявили иск Балтийскому заводу на 1,5 млрд рублей

Арбитражный суд Санкт–Петербурга и Ленинградской области 8 декабря зарегистрировал иск АО "Адмиралтейские верфи" к АО "Балтийский завод". Истец намерен взыскать с ответчика 1,51 млрд рублей, следует из данных, опубликованных в карточке дела. В качестве третьего лица к делу привлечена Объединённая судостроительная корпорация (ОСК), в которую входят обе верфи. На момент сдачи материала иск не был принят к производству.
Обе верфи отказались комментировать дело. По данным источника "ДП", знакомого с ситуацией, судебный спор связан со строительством ледокола "Виктор Черномырдин", который заложили на Балтийском заводе, а достроили уже на Адмиралтейских верфях. Он затруднился предположить, что именно стало основанием для подачи иска. "Много было при достройке", — сказал собеседник газеты.
"Виктор Черномырдин" — самый большой в мире дизель–ледокол проекта 22600: длиной 142,4 м, шириной 29 м и водоизмещением более 22 тыс. тонн. Его ввели в строй в ноябре 2020 года (изначально планировалось в 2015–м).
Контракт на строительство судна стоимостью 7,95 млрд рублей заказчик, ФГУП "Росморпорт", подписал с ОСК в декабре 2011 года. Закладка состоялась на Балтийском заводе в октябре 2012 года. Однако строительство остановили уже в 2013–м из–за ошибок в проектной документации. Работы по переделанному проекту возобновили во второй половине 2016 года, а в сентябре 2017–го судно перевели для достройки на Адмиралтейские верфи. В числе причин называлась загруженность Балтийского завода заказами по строительству атомных ледоколов проекта 22220. К этому моменту Балтийский завод также разорвал контракт с немецкой Nordic Yards, которая должна была соорудить и привезти надстройку для ледокола в виде жилого блока, стоимостью 1,5 млрд рублей.
Итоговая стоимость ледокола превысила 10 млрд рублей, а сдать его удалось осенью 2020–го.
Предъявленный иск Адмиралтейских верфей, скорее всего, связан с неисполнением или ненадлежащим исполнением Балтийским заводом взятых на себя обязательств перед верфями, предполагает партнёр юридического бюро "Григорьев и партнёры" Дарья Борисова. "С большой долей вероятности это иск, вытекающий из заключённого между сторонами договора, нежели из внутрикорпоративных отношений", — добавляет она.
По оценке Дарьи Борисовой, это нормальная практика, когда возбуждаются судебные споры между компаниями, входящими в один холдинг. "Единый центр — не препятствие для предъявления друг другу требований в судебном порядке по текущим или исполненным договорам. Также отмечу, что в подавляющем большинстве случаев споры на такие значительные суммы не поддаются досудебному урегулированию, а выносятся в суд", — резюмирует она.
Причины для внутрикорпоративных споров разнообразны: например, это может быть конфликт между собственниками или "самострел", то есть иски, которые компании инициируют совместно, для того чтобы в ходе рассмотрения дела установили определённые обстоятельства, нужные сторонам. Или полученное решение было бы основанием для получения имущества одной из этих компаний: в таком случае нет необходимости одобрять сделку по передаче имущества внутри группы и обосновывать впоследствии для налоговой, говорит партнёр коллегии адвокатов Pen&Paper Екатерина Токарева.
"Очень редко бывает, что группа компаний настолько большая, без единого центра, что споры о взыскании задолженности возникают между участниками группы как рядовыми субъектами", — говорит Екатерина Токарева.
Исход таких споров зависит от их обоснованности, от того, насколько сильны доводы по праву и по факту, а также от процессуальной позиции лиц, участвующих в деле, резюмирует она.