Во вторник, 7 декабря, состоялась двухчасовая видеоконференция президентов России и США, которой предшествовала заочная дискуссия, медленно, но верно переходящая на повышенные тона. Со стороны президента Путина звучали предупреждения о "красных линиях", переходить которые не стоит. Президент Байден отвечал, что ничьи "красные линии" принимать во внимание не собирается.
Показательно, что на официальном сайте Кремля информацию о видеоконференции в разделе "Последние события" разместили только спустя 10 минут после её начала. То ли до последнего рассматривалась вероятность отмены, то ли очень хотелось показать заокеанским партнёрам, что им этот разговор нужнее, чем нам. Белый дом между тем ещё 6 декабря опубликовал подробную стенограмму пресс–конференции, посвящённой грядущему созвону двух лидеров.
Итоговых официальных заявлений решили не делать обе стороны. Известно лишь, что Джо Байден сразу после окончания видеоконференции собирался связаться с европейскими партнёрами, с которыми консультировался и накануне. Впрочем, даже если бы заявления были сделаны, об истинном содержании и тоне разговора мы из них узнали бы мало. А вот глобальные последствия ощутим на себе наверняка.
Пресс–секретарь президента РФ Дмитрий Песков на днях сравнил российско–американские отношения с авгиевыми конюшнями. Напомним, древнегреческий миф рассказывает, что царь Элиды Авгий владел небывалого размера стадами скота, из–за которых в стране возник кризис перепроизводства органических удобрений, в просторечии — навоза. Справиться самостоятельно царь и его советники не смогли, поэтому согласились отдать проблему на аутсорсинг известному специалисту широкого профиля Гераклу. Тот изменил русла двух рек и оперативно справился с задачей, вписав успешный кейс в резюме. Развивая эту аналогию, можно пофантазировать, что для разгребания российско–американских дипломатических конюшен необходим посредник, который помог бы двум державам наладить диалог на языке взаимных компромиссов и следования международному праву, а не метафорических угроз и намёков, как происходит сейчас. Но кандидатов на роль такого посредника в мировой политике как–то не просматривается, особенно после отставки Ангелы Меркель.
И уж тем более не хочется думать о том, что миф заканчивался отказом выполнить условия договора и заплатить Гераклу за работу. Что обернулось для Элиды войной, а для Авгия — гибелью.