Применение биометрии развивается на фоне недоверия россиян

Автор фото: shutterstock.com

Внедрение технологий, основанных на использовании биометрических данных, тормозится из–за недоверия граждан к безопасности процессов.

В 2022 году все организации, владеющие системами биометрической идентификации и аутентификации, должны пройти госаккредитацию Минцифры. Процесс аккредитации начнётся с 1 марта. Эксперты отмечают, что отечественный рынок биометрии развивается стремительно в совершенно различных направлениях: от банковских услуг и систем безопасности до ретейла. Однако граждане пока что не очень–то спешат доверять свои данные бизнесу.

Страх против инноваций

По данным опроса SuperJob, каждый восьмой россиянин получал предложение о сдаче биометрических данных. Более трети (35%) воспользовались этим предложением. 44% отказались от процедуры. В качестве причин отказа указывались страх утечки данных, их недобросовестное использование и необоснованность использования биометрии там, где без неё можно обойтись. Оставшийся 21% респондентов не смог определиться с ответом.
Согласно исследованию HeadHunter и "Инфосистемы Джет", лишь 8% сотрудников согласились бы передать свои биометрические данные работодателю. 38% не предоставили бы их ни при каких условиях. Многие согласны сдать данные, если это нужно для тех или иных конкретных нужд: доступа на территорию или в отдельные помещения, входа в систему компьютера, подтверждения доступа к критическому оборудованию и совершению значимых операций, учёта рабочего времени или оплаты в корпоративной столовой.
Директор по продуктам NtechLab, компании — разработчика системы распознавания лиц, Денис Гришин выделяет несколько причин недоверия к сбору биометрии: "Первая — объективная. Люди опасаются, что их данные попадут третьим лицам. Наша система работает таким образом, что каждому лицу присваивается вектор признаков, или — по–другому — биометрический шаблон лица. При работе с признаками невозможно восстановить исходное изображение лица, это позволяет защитить персональные данные. Кроме того, вектор признаков работает с нашей системой, и передача данных бессмысленна".
Второй причиной Гришин считает естественное сопротивление любым технологиям, позволяющим вести объективный учёт рабочего времени сотрудников. Если с коллегами можно договориться, то с системой нет.
"Чтобы повысить доверие к новой технологии, будь то биометрия или любая другая, разработчики программного обеспечения должны быть более прозрачными в своей деятельности. Технологические компании традиционно любят делиться успехами и умалчивать о сложностях в работе, что приводит к недоверию к разработкам, особенно связанным с искусственным интеллектом. То же самое касается и тех, кто внедряет такие технологии. Важно ничего не скрывать и проводить разъяснительную работу — как системы будут работать, что с безопасностью данных и так далее", — заключает эксперт.

Отпечатки повсюду

Тем временем российский рынок биометрии интенсивно растёт. "Сейчас он составляет уже около 7–10 млрд рублей, если учитывать и терминалы, и биометрические считыватели, и систему контроля управления доступом, включая доводчики, замки и турникеты", — отмечает Михаил Шкляр, соучредитель ГК БГТМ.
Илья Омехин, директор по развитию бизнеса Croc Code, добавляет, что если несколько лет назад технология была больше востребована в промышленности, в системах предрейсовых осмотров и экспресс–медосмотров или для допуска на объекты повышенной опасности, то теперь речь идёт и об общественном транспорте (метро Москвы), и о финансовых услугах (банковский сектор).
"В лидерах останется крупная промышленность, нефтегаз и нефтехимия, металлургия, энергетика, сельское хозяйство, строительство. Здесь эффективность продуктов на базе видеоаналитики и биометрии давно проверена и очевидна. Будут активно пробовать новые возможности финансовая и банковская сферы", — прогнозирует эксперт.
Наталья Иванова, младший консультант по информационной безопасности Cross Technologies, также считает, что будущее биометрических технологий — это абсолютно любые сферы. "Пластиковые карты отойдут на второй план, а идентификация по отпечаткам пальцев станет повседневным делом. Уже сейчас для быстрого входа используют биометрию, а пароли остаются запасным вариантом. В аэропортах будут активнее использовать биометрию при посадке пассажиров и регистрации багажа. В медицине биометрия найдёт широкое применение как для защиты конфиденциальных данных и управления доступом к ним, так и для быстрой идентификации пациентов", — уверена она.

Купить лицом

Ещё одной перспективной отраслью для развития биометрии эксперты называют ретейл.
"Распознавание лиц используется для защиты от краж, повышения безопасности, контроля за недобросовестными сотрудниками, улучшения взаимодействия с покупателями, повышения качества обслуживания. Задачи умных систем зависят от сегмента, в котором развивается торговая точка. Food–сектор чаще работает с предотвращением краж. В non–food актуально повышение точности сервисов персональных рекомендаций, аналитика торговых залов", — объясняет Денис Гришин.
Биометрию активно развивает X5 Retail Group. Как рассказали "ДП" в пресс–службе компании, сейчас 1,1 тыс. касс самообслуживания установлено более чем в 3 тыс. магазинов во всех регионах присутствия. Все они оснащены функцией оплаты с помощью биометрии. Х5 внедрила сервис оплаты взглядом уже в 300 супермаркетах "Перекрёсток" в 25 регионах России, в том числе в Петербурге, Краснодарском крае, Нижегородской, Свердловской, Тюменской областях и других. Биометрическая идентификация на кассе самообслуживания реализована на базе инновационных разработок самой Х5 Group, а также партнёров проекта — "Сбера" и VISA.
"Технология биометрической оплаты — это новый покупательский опыт, инновационный способ покупки продуктов, который меняет облик как магазина, так и торговой сети. Согласно независимой аналитике рынка, оплата с помощью лица приводит к росту среднего чека, трафика в торговой точке и удовлетворённости покупателей (NPS). По первым итогам пилота мы видим рост интереса пользователей к данной технологии. В конце марта — начале апреля число транзакций в день составляло около 200, средний чек при этом был в районе 150–170 рублей. Осенью число операций в день превышало 1500, средний чек при этом вырос до 500 рублей", — рассказывают в компании.
Сейчас биометрия — один из наиболее перспективных и безопасных способов идентификации, что подтверждается целым рядом исследований, утверждает Илья Романов, коммерческий директор компании VisionLabs, которая делала разработки для оплаты по лицу на кассах самообслуживания для "Перекрёстка", "Пятёрочки", "Магнита" и пиццерий Papa John’s.
"В России её массовое применение пока находится на ранней стадии, поэтому, как и любая другая инновация, она может вызывать некоторое недоверие. Понадобится время, чтобы удобство и польза от биометрии перевесили сомнения, связанные с утечкой данных или с их неправомерным использованием", — уверен он.