Из интервью директора по консалтингу "
Консист Бизнес Групп
" для CNews
Как на практике развивается цифровая трансформация в России?
- Трансформация происходит крайне неравномерно и неструктурированно. Этот процесс напоминает решение задач методами обыкновенного "тыка" или "проб и ошибок". Такие методы в итоге, конечно, позволяют добиваться некоторых результатов, но у них есть один большой недостаток – несистемность результатов.
Конечно, если говорить про банковский сектор в России, то он сделал огромный скачок. Банковские технологии очень далеко шагнули в цифру. Также трансформация плотно вошла в сферу услуг. Например, мы давно не задумываемся, как вызвать такси. Интересными темпами развивается трансформация логистических компаний, работающих с физическими лицами. Все уже неплохо переведено в цифру, и большую часть можно отслеживать, и на каждом этапе есть механизмы взаимодействия.
А вот трансформация производства пока не соответствует основному тренду. И тут целый ряд причин. Объективно, производственные компании медленнее перевооружаются, сложнее меняют процессы. Нужны большие вложения ресурсов. Есть успешные проекты, но они, скорее, исключение из правил. Конечно, не хватает ресурсов и, прежде всего, финансовых на такие проекты. Объем вложений на трансформацию в производстве и в сфере услуг абсолютно не сопоставим.
Другим важным элементом трансформации является стандартизация. Основной эффект от цифровизации — это выстраивание цепочек создания ценности для конечного потребителя. В этой цепочке может быть не один десяток поставщиков. И все они должны взаимодействовать в рамках определенных стандартов, говорить на одном языке. А вот этого языка (стандарта) пока нет. И каждая пара участников договаривается между собой, и в результате мы получаем игру в испорченный телефон.
Таким образом, сейчас развиваются по факту только сегменты двух типов: либо где есть быстрая коммерциализация процессов трансформации, либо где государство вкладывает большие ресурсы – госуслуги, взаимодействие государства и бизнеса, государства и граждан, цифровизация госуслуг. Эта деятельность организована. А вот каждому отдельно стоящему предприятию ЦТ дорога и невыгодна в коротком периоде. Рыночные механизмы здесь играют против этих процессов. Только те, у кого накоплена достаточная финансовая подушка и кто способен извлечь выгоду из ЦТ, готовы делать это сами. Но если говорить в целом, то, безусловно, нужна и организация, и поддержка со стороны государства.