Специфика клиента

Партнёр юридической компании Claims Алексей Петров — "Практик года" в Рейтинге юристов-2021 — о пробелах в сфере регулирования интеллектуальных прав в России

Почему именно защита интеллектуальной собственности?
— На самом деле особо не выбирал. В университете на третьем курсе у нас был небольшой кусочек по интеллектуальной собственности в рамках гражданского права. Мне кажется, это была скорее инициатива нашего преподавателя, а не обязательная программа. После третьего курса я решил начать работу "по специальности" и напросился на стажировку через своего семинариста по гражданскому праву. Он меня порекомендовал руководителю небольшой питерской компании, которая занимается защитой интеллектуальной собственности. С моей стажировки в юридической практике этой компании в общем–то всё и началось. Эта сфера изначально очень понравилась. Сразу было понятно, что это что–то интересное, новаторское, творческое и сложное. И меня всё это одновременно привлекло.
Как изменилось законодательство о товарных знаках в России? Что стало лучше, что хуже?
— Лично я не могу отметить каких–то глобальных изменений. Можно отметить попытку разграничить — не на уровне законодательства, а на уровне практики — объёмные товарные знаки и промышленные образцы. Сейчас мы до сих пор находимся в этой дискуссии, как соотносятся эти объекты. Считается: всё, что связано с формой товара, если она не исключительно оригинальна, ближе к промышленным образцам, поэтому защищаться нужно промышленным образцом, а с помощью товарного знака это сделать уже крайне сложно.
Сейчас в вашей практике больше обращений, связанных с IT? Какой самый популярный запрос?
— Защита софта. Никто не понимает, как это делать. Есть много стартапов, и государственное участие здесь довольно велико. Мы все переходим в режим автоматизации, компьютеризации, цифровизации. А всё это так или иначе связано с ПО. Эта сфера сейчас очень актуальна.
Часто обращаются с запросом о защите информации от утечек и копирования. Эта проблема в принципе характерна для отрасли с точки зрения режимов защиты конфиденциальной информации. Как это будет соотноситься с коммерческой тайной и что же всё–таки нужно: режим конфиденциальной информации или коммерческой тайны?
Насколько важно юркомпании быть "открытой миру"? У Claims ведь даже есть свой подкаст.
— Я пока не определил своего отношения к этому. Наверное, да, это важно. Но я пока не знаю, как к этому относиться, потому что мне не всё в этой связи нравится.
А что не нравится?
— Не нравятся тренды, когда продажа в том числе юридических услуг происходит через площадки в соцсетях. Мне кажется, это не всегда соответствует хорошему уровню качества. Нередко после красивых страничек в том же Instagram приходят клиенты, которые говорят, что там им не понравилось. Скорее всего, это характерно для любой сферы, и, может быть, это вовсе не тенденция, но такие примеры есть. Поэтому мне кажется, что тут нужно придерживаться баланса и тем же маркетингом заниматься не потому, что надо, а лишь при условии, что это действительно интересно. Если нравится общаться с аудиторией, например, на уровне подкаста, как это происходит у нас, обсуждать какие–то интересные темы, которые были бы полезны для юридического или неюридического сообщества, то и основная цель маркетинга, связанная с продвижением услуг, под это ляжет, придёт сюда. Но мне не близка идея, что это нужно делать потому, что нужно.
Закон.ру пишет, что ваше хобби — фигурное катание. Вы зритель или непосредственный участник?
— Я правда там такое написал? Мне кажется, в какой–то момент я выпал из этой социальной сети. Да, это моё достаточно серьёзное увлечение уже где–то полтора года. Сначала я был зрителем. Но потом в какой–то момент случилось озарение и я понял, что для тех, кто не занимается на суперпрофессиональном уровне и не способен в силу возраста или навыков прыгнуть четверной прыжок, наверное, тоже есть место, где можно себя применить. Меня эта мысль посетила на нашем корпоративе в Сочи, где мы были в Олимпийском парке на катке. Я сел в самолёт обратно, поискал школу и нашёл прекрасный коллектив. Мне было интересно, как вообще это устроено, — оказалось, местами с очень серьёзным подходом, что меня привлекло. Полтора года я занимаюсь — и индивидуально, и в группе. Я сделал даже одно пробное выступление, любительское, на уровне школы, и готовлюсь к соревнованиям. Они среди любителей тоже есть.