Обозначить позицию

? ????????? "??????" ? ???? ???? — ??? ??????????. ?????? — ??????? Pen & Paper ?????????? ??????.

Почему вашей стезёй стало уголовное право?
— В этом основная заслуга моих преподавателей, сильного состава кафедры уголовного права СПбГУ. Привили любовь к отрасли. Свою роль сыграл и семейный фактор — у меня старший брат бывший следователь, сейчас тоже адвокат. Когда я поступала в Университет, он уже работал в следственных органах. Так что последовала его примеру. На первом, втором, третьем курсах стажировалась в прокуратуре, в следственных органах и, только когда попала в нашу коллегию на практику, поняла, что защита — это то, к чему лежит душа. Я могла оказаться и на другой стороне. Пробовала. Не зашло. Слишком много бюрократии. Плюс было ощущение, что система не даёт тебе возможности реализовать свои способности. Что ты можешь делать гораздо больше хорошего, чем позволяют её рамки.

Из петербургских юристов вы самая цитируемая в российских СМИ. Причём — с отрывом. Для вас медийность — это что? Средство? Цель?

— Точно не цель. Комментарии ведь разные бывают. Это средство правового информирования населения в первую очередь. Второе — это выражение своего мнения. То есть комментарий — это не просто процитировать закон, но и обозначить позицию с точки зрения профессионала. Это интересный механизм.

Вас радует или утомляет, когда вам десятками звонят журналисты? Ведь между этими состояниями весьма тонкая грань.

— Не знаю, какая у вас статистика, но точно не десятками в день (смеётся). Многие мои коллеги, как мне кажется, комментируют намного больше. Просто мне обычно приходят запросы на социальные темы, которые очень быстро разлетаются по Сети.
В какой–то момент в начале прошлого года, когда вводила в "Гугл" своё имя, были упоминания обо мне только как о выпускнице юрфака и адвокате коллегии. А сейчас на первых трёх страницах "Гугла" мои комментарии про интернет–мошенников, воров–домушников и карантинные ограничения. Не могу сказать, что меня радует, что именно эти темы выводят меня в топ. Но так уж сложилось. Мне это нравится — писать в СМИ. Иногда в ходе ответа на вопросы журналистов открываешь для себя новые правовые грани. Ведь даже для ответа на обывательские вопросы нужна юридическая экспертиза. Разбираться в этом мне интересно. Так как взаимодействие со СМИ в моей работе появилось не так давно, до выгорания или утомления ещё очень далеко. Пока на каждый комментарий я отвечаю с энтузиазмом: "Вау! Здорово — сейчас я всем всё объясню!"

— Насколько петербургское юридическое сообщество замкнуто в конкретных фирмах? Или же есть кластер, внутри которого вы друг за друга?

— Конечно, есть кластер. Вообще юристы — люди, очень нацеленные на приобретение и сохранение профессиональных контактов. Мы из Pen & Paper открыты коллегам, взаимодействуем на конференциях и по проектам.

Хочется поговорить про крипту.

— Вообще моя любимая тема.

Вот именно поэтому. Мне кажется, что в этой сфере уникальная ситуация: явление есть уже давно, а для закона его всё ещё нет. Как звукового кино во времена Остапа Бендера.

— Практически нет. Кое–что изменилось 1 января, когда вступил в силу ФЗ о цифровых финансовых активах.

И как в условиях неурегулированного поля строится ваша деятельность?

— Меня криптовалюта интересовала именно в разрезе нашего уголовного дела, я больше вникала в технический аспект. Если коротко — абсолютно случайно через криптообменник прошли деньги, полученные преступным путём. До этого я про криптовалюту слышала в рамках общего, что называется, развития. И поэтому нам с коллегой — партнёром нашей коллегии Анатолием Логиновым — пришлось в сжатые сроки и в экстремальных условиях, учитывая, что наш доверитель находился в СИЗО, разобраться, как это работает. Во всё это углублялись и доносили до следствия. Вижу в СМИ, что сейчас много новых дел похожих возбуждается. На нас, получается, все учились.

Вы баллотируетесь в Рейтинг первый раз? В прошлом году ваши коллеги вас не выдвигали?

— И да и нет. В прошлом году в общем Рейтинге победил кейс нашей уголовно–правовой практики, в котором я тоже принимала участие. Так что начало было положено.

Насколько вам интересно читать? Ведь в Рейтинге уголовного права не много.

— Не буду лукавить, в первую очередь мне интересно, кто из моих знакомых попадает в Рейтинг. Это к вопросу, насколько мы все вместе. Настолько вместе, что в каждом Рейтинге у меня либо однокурсники, либо знакомые знакомых, хотя мне 25 только исполнилось. Так что для меня Рейтинг не только показатель стабильности и мастерства лидеров петербургского юррынка, но и возможность гордиться успехами товарищей.