Афиша

КАк известно, в России две беды — дураки и дороги. В Театре эстрады их совместили, и получился спектакль "Дураки–дороги", в основу которого легла книга Владимира Сорокина. 125–летию Александра Родченко — этого "Маяковского от фотографии" — посвящена выставка, На которой представлены 58 работ основоположника советской фотошколы. В Мариинском — премьера оперы Берлиоза "Бенвенуто Челлини". И на этот раз обойдётся без Шнура, который выходил на сцену в версии этого произведения 2007 года.

Хотя крылатое выражение о российских бедах кому только не приписывалось — от Гоголя до Михаила Задорнова, в любом произведении русской литературы хоть что–то из двух составляющих да найдёшь. И яркий представитель соц–арта Сорокин — не исключение. По–чеховски владея пером, Сорокин ещё и отличается даром предвидения — его вышедший почти 15 лет назад "День опричника", кажется, про "наше сегодня", с дураками и дорогами. К этому надо добавить порой излишнюю натуралистичность и неоднозначность тем, к которым обращается Сорокин. Но в прошлом году он неожиданно выпустил сборник "Русские пословицы и поговорки". Его–то режиссёр Стас Парфёнов и превратил в спектакль, главную роль в котором — провинциального губернатора — исполнил Юрий Гальцев. Интересно, питерская премьера будет иметь такой же скандальный резонанс, какой обычно вызывают постановки по Сорокину, или обойдётся?
→ Театр эстрады им. Райкина, Б. Конюшенная ул., 27, 12–13.11, 19:00, 16+
Родченко, приёмы которого до сих пор используют фотографы всего мира, сначала занимался созданием плакатов, коллажей и даже интерьеров. Весь современный дизайн, можно сказать, "вырос" из его творчества. На которое, в свою очередь, оказали влияние его знаменитые современники, среди которых были Малевич и Татлин, Маяковский и Бурлюк. Это была дружба–соревнование. Малевич пишет "Белое на белом", Родченко в ответ — "Чёрное на чёрном". Маяковский пишет тексты к плакатам, Родченко создаёт их дизайн. В Творческом объединении "Реклам–конструктор “Маяковский — Родченко”" родились самые яркие образцы советской рекламы — плакаты ГУМа, Моссельпрома, Резинотреста. Чуть позже увлёкшись фотографией, Родченко становится главным фотографом страны — на его чёрно–белых снимках и знаменитые соратники, и парады, и авиашоу, и строительство Беломорканала. По его фотографиям мы и сегодня судим о времени больших строек и большого террора.
→ Дом радио, Итальянская ул., 27, до 09.01, 6+
На этот раз лауреат "Золотой маски" режиссёр Алексей Франдетти не стал делать ставку на звёзд рока, попсы и прочих смежных жанров. Зато сделал ставку на кино. Федерико Феллини и его фильм "8 ½" вдохновляли Франдетти, который, кстати, имеет итальянские корни, в работе над оперой. Так история скульптора эпохи Возрождения Бенвенуто Челлини превратилась в историю кинорежиссёра, образ которого явно перекликается с образом Феллини. Да и проблемы во все времена у всех творцов одинаковые — особенно когда их накрывает творческий кризис. Так что написанная Берлиозом почти два столетия назад опера будет "оформлена" в стилистике итальянского кино эпохи неореализма. Музыкальная же составляющая, которой руководит Валерий Гергиев, останется такой же, как и во времена Берлиоза. Стоит ещё сказать, что опера эта принадлежит к редкому сегодня классу опер–семисериа, то есть полусерьёзных, и прозвучит на французском языке.
→ Мариинский–2, ул. Декабристов, 34, 14.11, 19:00, 12+