Лесопромышленник и таможня спорят из-за стоимости ввезённого самолёта

Автор фото: jets.ru

Пулковская таможня доначислила более 20 млн рублей платежей и пеней АО "Группа “Илим”" за ввезённый в страну пассажирский самолёт. Теперь стороны встретились в суде.

Арбитражный суд Петербурга и Ленинградской области назначил экспертизу для определения стоимости пассажирского самолёта Gulfstream G450. С таким ходатайством в суд обратился импортёр техники АО "Группа “Илим”". При этом представитель Пулковской таможни возражал, считая проведение экспертизы нецелесообразным. Однако суд счёл, что возникшие в ходе процесса вопросы требуют специальных познаний, и всё–таки назначил экспертизу. Перед специалистами поставлен один вопрос: какова на 28 октября 2019 года стоимость гражданского пассажирского самолёта Gulfstream G450 (тип GIV–Х) 2010 года выпуска?
Необходимость такого исследования возникла в ходе спора между группой "Илим" и Пулковской таможней, который в мае этого года инициировала компания. Она обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения Пулковской таможни, которое привело к доначислению таможенных платежей и пеней в размере 23,8 млн рублей.
По данным сайта столичной компании MSKY, занимающейся управлением воздушным транспортом и его обслуживанием, Gulfstream G450 ориентирован на бизнес–покупателей. Модель этого самолёта, построенная в 2006–2009 годах, может стоить порядка $15 млн, стоимость более "свежих" бизнес–джетов, выпущенных после 2011 года, обычно находится в диапазоне $20–25 млн. При этом цена на самолёты зависит от их возраста, качества обслуживания, уровня содержания и т. д.
Как сообщил "ДП" исполняющий обязанности начальника Северо–Западного таможенного управления Сергей Сенько, за период с января 2012 года по сентябрь 2021–го под таможенную процедуру "выпуск для внутреннего потребления" помещался только один Gulfstream. При этом, уточнил Сергей Сенько, в регионе деятельности СЗТУ за последние 3 года в адрес физических лиц импорт подобной техники не декларировался.
"ДП" отправил запрос в группу "Илим", к моменту публикации ответ от компании не поступил.
Как отмечает руководитель практики по таможенным спорам юрбюро "Чугаева и партнёры" Михаил Лазарев, споры о размере таможенных платежей в отношении дорогостоящих товаров (самолёты, яхты, племенные животные, технологические линии и т. п.) можно разделить на три основные категории. Они касаются таможенной стоимости, классификации по товарной номенклатуре ВЭД Евразийского экономического союза и таможенных льгот. При этом споры по таможенной стоимости дорогих товаров достаточно редки.
"Поскольку такая техника не является товаром массового производства, у таможенных органов отсутствует достаточная база для сравнения ценовой информации. В основном претензии таможенников касаются невключения каких–либо расходов в структуру таможенной стоимости или недостаточного документального подтверждения", — поясняет Михаил Лазарев.
По утверждению Владислава Варшавского, управляющего партнёра юркомпании "Варшавский и партнёры", как минимум два–три подобных дела о дорогостоящих товарах проходят через Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти.
В качестве примера дел с большой ценой иска в петербургской практике можно вспомнить спор ООО "Современные технологии обработки древесины" (СТОД) Александра Ебралидзе (№ 33 в Рейтинге миллиардеров "ДП" — 2020) с Санкт–Петербургской таможней из–за таможенных льгот в отношении производственной линии. Сумма доначисления составила 2,29 млрд рублей.
Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти отказал компании в обжаловании решения ведомства, 13–й арбитражный апелляционный суд отменил решение нижестоящей инстанции и удовлетворил требование СТОД. Однако Арбитражный суд Северо–Западного округа отменил уже оба решения, но встал в этом споре на сторону таможни. Верховный суд в июне этого года отказался передать жалобу СТОД на рассмотрение экономколлегии.
Из практики московских арбитражных судов можно вспомнить спор чартерной авиакомпании Azur Air с Внуковской таможней по таможенной стоимости самолёта Boeing 767–300ER, размер доначислений составил 94,1 млн рублей. Однако и в этом споре суды встали на сторону таможни. При этом, обращает внимание Михаил Лазарев, большая часть споров по дорогостоящим товарам, как ни странно, касается относительно небольших доначислений таможенных платежей.
Его тезис подтверждает Владислав Варшавский, приводя пример из практики своей компании: клиенту таможня доначислила более 10 млн рублей за ввезённую яхту (длина — 20,9 м, ширина — 5,1 м, максимальная скорость — 32 узла, пассажировместимость — до 14 человек). Доначисление было сделано ведомством по результатам камеральной проверки.
"Мы подключились на стадии подготовки возражений на акт проверки. И нам удалось убедить таможню в ошибочности её позиции. В результате спор был разрешён без суда", — рассказал "ДП" Владислав Варшавский.