Денег всё больше, а счастья нет

Стремительное накопление средств на валютных депозитах компаний удивляет не сильно: дикий рост цен на все виды сырья, экспортируемые из России, закономерно приводит к увеличению валютных поступлений. Испытавшие увеличение доходов экспортёры перераспределяют эти ресурсы среди своих поставщиков, наполняя деньгами остальную экономику.
К сюрпризам можно отнести разве что опережающее по отношению ко всей России наращивание валютных депозитов именно петербургскими компаниями. Не то чтобы у нас не было крупных экспортёров сырья. Они есть, и весьма заметные, учитывая регистрацию в городе на Неве "Газпрома" с "Газпром нефтью". Но не настолько они меняют местный бизнес–ландшафт, чтобы расхождение в динамике прироста валюты на счетах так сильно отличалось от общестранового.
На самом деле разгадка проста: в прошлом году депозиты в валюте у петербургских компаний снизились на 14%, образовав таким образом эффект низкой базы. По стране за тот же период валютные депозиты юрлиц увеличились на 27%. Такая динамика впечатляет на фоне ковидного падения спроса на сырьё, из–за чего в первом полугодии 2020–го цены снижались так резко, что один из фьючерсов на нефть даже улетел в минус, пробив все мыслимые поддержки.
Сейчас котировки растут. И не только на газ, который у всех на слуху. Многолетние или исторические максимумы обновляют нефть, уголь, бензин, мазут, некоторые промышленные металлы, пшеница, сахар, кофе. Ряд продовольственных товаров, таких как соевые бобы, кукуруза, свинина, в последние месяцы подешевел от максимумов на десятки процентов, но по–прежнему стоит в 1,5–2 раза дороже, чем в прошлом году.
Все эти драматические движения на международных биржах не имеют прямого отношения к валютным депозитам петербургских компаний. Но косвенное — очень даже имеют. По сути, у всех у них одна причина: беспрецедентная накачка деньгами мировой экономики, осуществляемая ведущими центробанками.
Большинство рыночных игроков отлично понимают, к чему это приведёт, — к высокой инфляции. Долговые инструменты, облигации и вклады будут обесцениваться, а реальные товары — расти в цене. Собственно, уже растут. Кроме сырья дорожают во всём мире недвижимость и акции — своего рода страховки от будущего роста цен.
Средства на депозитах — не лучшая защита от инфляции. Но они очень пригодятся в случае, если центробанки наконец признают очевидное: что рост цен — не временное явление, и начнут ужесточать денежную политику. В этот момент обладатели долларов окажутся в выигрыше, потому что все остальные валюты по отношению к американской подешевеют.