Не только для бабушек: мода на мебель из СССР возвращается

Мебель, выпущенная после войны в СССР и странах социалистического блока, входит в моду. Модернистские кресла, стулья и тумбы ищут и реставрируют, покупают и продают, фото с ними постят в Instagram.

Предметы интерьера в духе mid–century ("середина века") — это невысокие комоды и шкафы, табуретки на трёх ножках, лаконичные по форме и не загромождавшие интерьеры компактных комнат в панельных домах. Именно к ним в последние годы и возник интерес.
"Любовь к стилистике “оттепелечных” 1960–х скорее продиктована общемировыми трендами, а не бережным отношением к историческому наследию. К более поздней типовой мебели интерес проявляется только в рамках иронично–ностальгических воспоминаний о пережитках прошлого", — считает искусствовед, автор книг и статей о советском мебельном дизайне Александр Семёнов.

Налетай, пока дёшево

Как рассказала "ДП" реставратор Марта Успенская, популярностью такие предметы пользуются как у любителей домашних переделок — найти винтажный предмет можно в прямом смысле на помойке и потренировать на нём свои навыки, — так и среди дизайнеров, оформителей различных кофеен и баров. Мебель тех лет можно стильно вписать в интерьер, и пока она остаётся доступной.
Некоторым достаточно купить за 1000 рублей на Avito или даже принести с улицы стильный комодик 1960–х годов, сделав его акцентом в икеевском интерьере. В этом случае человек просто следует моде, не стараясь разобраться в истории и истинной ценности предмета.
Владельцы кафе и баров тоже часто устанавливают в своих заведениях советскую или чешскую мебель, руководствуясь в первую очередь не дизайнерской концепцией, а дешевизной и симпатичным внешним видом.
Но есть и другие подходы. На том же Avito зачастую значительно дороже могут стоить предметы, которые уже тем или иным образом отрекламированы и распиарены на профильных ресурсах в интернете.
По словам реставратора и искусствоведа Натальи Рахманкуловой, чаще всего дорого стоит та мебель, у которой есть автор, которая была в каталогах и на выставках. Специалисты реставрационной мастерской Please_sitdown приводят такой пример: польские кресла "Стефан" 1960–х годов за последние пару лет выросли в цене в 2 раза.

Стоимость второй жизни

Если предмет очень интересный, дорог как память или важен для интерьера, то люди готовы не только платить за него больше, но и обращаться к профессиональным реставраторам. И здесь тоже есть несколько вариантов. Как рассказывает Наталья Рахманкулова, вид реставрации зависит от того, насколько ценная это вещь и что хочет в итоге получить заказчик. Если реставрируется редкий предмет, то предпочтительнее использовать только оригинальные материалы, а если это массовая мебель, то можно и сэкономить.
"Если мебель будет использоваться в домашнем обиходе — я за материалы, стойкие к износу. Современные полиуретановые лаки часто тоже более предпочтительны. Их легче наносить, они более прочные, чем некоторые старые.
Ну и далеко не все любят глянец полиэфирного лака. Иногда стоит только снять его и заменить на более тонкое и матовое покрытие — и это спасает хороший предмет мебели от помойки, — объясняет Наталья Рахманкулова. — Старые покрытия настолько приелись людям за времена СССР, что это первое, от чего все стремятся избавиться".
Определённого ценника на реставрационные услуги нет, говорят мастера. По словам Марты Успенской, кто–то будет готов привести в порядок стул за 5 тыс. рублей, а кто–то не согласится и за 15 тыс.
"О стоимости материалов тоже сложно рассуждать. Я, мои коллеги и наставники работаем с качественными материалами, где банка импортного клея стоит около 1000 рублей, но за его качество можно ручаться", — объясняет Марта Успенская.

Instagram–просвещение

Сегодня практически у каждого мастера–реставратора или магазина, специализирующегося на мебели mid–century, есть аккаунт в Instagram. Это может быть как чисто коммерческая страничка с красивыми фотографиями выполненных заказов и ценами на готовую обновлённую винтажную мебель, так и блоги, в которых рассказывают об истории этих предметов и о реставрации в целом.
Например, Наталья Рахманкулова в своём блоге snark.hunter регулярно показывает, какую мебель можно найти на помойках Петербурга с последующими результатами реставрации. Наиболее интересный такой пример из её практики — стул 1960–х годов австрийского дизайнера Освальда Хёрдтля, найденный в одном из ПУХТО на Петроградской стороне.
Аккаунт devochka_s_rubankom Марты Успенской посвящён её работе — в увлекательной форме она рассказывает о различных материалах и техниках. И, к слову, такие обучающие статьи и видео часто вдохновляют на то, чтобы попробовать заняться реставрацией самому.
По словам Натальи Рахманкуловой, крупные реставраторы вроде московского проекта Selezen Project, который даже возит мебель из Чехии, становятся законодателями моды. Они ищут информацию по заводам и дизайнерам тех лет, определяют забытые с годами названия конкретных моделей.

"Стенки" тоже вернутся?

Искусствовед Александр Семёнов, однако, полагает, что пока советская мебель у большинства людей продолжает ассоциироваться с "бабушкиным интерьером" — чем–то устаревшим и нежелательным. Массивная лакированная стенка с чистым сердцем заменяется на белую стену, украшенную сердечком из цветных фонариков, а яркий "ковёр–пылесборник" — парочкой полок из IKEA.
Ценность такого рода наследия не превышает стоимости грузовой доставки при самовывозе, констатирует эксперт. "Отдам бесплатно только сегодня до 19:00, затем — на помойку" — такого рода сообщения не редкость на сайтах бесплатных объявлений.
"Под одну гребёнку попадает мебель разных эпох: от раннесоветской до перестроечной, — говорит исследователь. — Но для осмысления отечественного дизайна важен каждый исторический период. Громоздкий трельяж из 1980–х с культурной точки зрения не менее важен, чем стул из гнутой фанеры с душком Аалто. По этой причине сохранения достойна любая советская мебель, а не только отдельные её экземпляры".