Правительство РФ отклонило два законопроекта, связанных с организацией образовательного процесса: кабинет министров не поддержал отмену дистанционного обучения в школах и не посчитал нужным снижать стоимость обучения для студентов, которые получают знания в режиме онлайн.
Об этом стало известно в понедельник, 27 сентября. Свою позицию представители кабмина обозначили в официальных отзывах. Прекратить использование дистанционных образовательных технологий и электронное обучение для учеников 1–9 классов предлагал депутат фракции КПРФ Олег Лебедев. По мнению автора инициативы, подобный формат обучения в системе среднего общего образования допустим, но только при письменном заявлении от родителей. Также парламентарий призвал уточнить общие требования к реализации образовательных программ и запретить привлекать учеников младших и средних классов к экспериментам по разработке, апробации и внедрению новых образовательных технологий, образовательных ресурсов, методов или средств обучения и воспитания. В кабмине предложения отклонили.
"Принятие соответствующего федерального закона ограничит возможность реализации конституционного принципа общедоступности общего образования в условиях возникновения угроз санитарно-эпидемиологического характера, а также при организации образовательной деятельности посредством использования сетевой формы реализации образовательных программ в труднодоступных и отдалённых местностях", — приводит выдержку из отзыва кабмина ТАСС.
В правительстве подчеркнули, что запрет на использование дистанционных технологий в образовательном процессе может стать причиной "необоснованного ограничения" прав учеников на свободу выбора технологий по программам, которые закреплены федеральным законодательством.
Законопроект о снижении стоимости обучения в вузах при дистанционном формате выдвинула группа депутатов от партии ЛДПР. Парламентарии предлагали снижать оплату в случае, если преподаватели вуза проводят исключительно онлайн-занятия на протяжении двух недель. Речь в том числе идёт и вынужденных мерах, связанных с угрозой возникновения ЧС или введения режима повышенной готовности на части или всей территории РФ.
Изучив предложение, кабмин обратил внимание, что в материалах к законопроекту отсутствует обоснование выбора временного промежутка и подчеркнул, что согласно закону "образовательные организации свободны в определении образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам", в том числе и по части организации дистанционного процесса обучения.
Окончательным аргументом для отклонения законопроекта стали положения из закона об образовании, которые позволяют профильным организациям снижать стоимость платных образовательных услуг по договору об их оказании.
Ранее министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков заявлял, что полный переход на дистанционный формат обучения в России невозможен, однако сочетание очного формата с удалёнными элементами и онлайн-режимом вполне допустимо. Во время круглого стола "Высшее образование в условиях пандемии: вызовы и решения" был представлен доклад о качестве образования в российских университетах в период напряжённой эпидемиологической обстановки. Своё мнение об эффективности образовательного процесса в дистанционном формате выразили 36 тыс. студентов и 800 родителей, принявших участие в социологическом опросе.