Летом 2022 года в восточной части Финского залива начнутся комплексные испытания морской коммуникационной платформы цифровых сервисов, расширяющих возможности навигации судов.
Участие в испытаниях будут принимать семь судов ФГУП "Росморпорт", рассказал "ДП" руководитель проекта компании–разработчика Steor Дмитрий Сарычев на 16–й международной выставке–конференции "Нева–2021".
По оценкам экспертов, до 80% аварий на море происходит из–за человеческого фактора. По замыслу разработчиков этот проект станет электронным помощником экипажа, а также автоматизирует процессы взаимодействия судна с берегом. Его пилотные испытания на тестовом стенде уже помогли снизить на 40% число переговоров с берегом, пояснил Сарычев.
Проект представляет облачное решение по типу маркетплейса из восьми цифровых сервисов. Пример такого сервиса — автоматическая прокладка оптимального маршрута на основе погодных, картографических данных и ледовой обстановки.
Судно также сможет общаться с берегом не по традиционной морской УКВ–рации, а скинуть маршрут в цифровом виде. В свою очередь, диспетчер на берегу при необходимости откорректирует его в режиме онлайн. Система также сообщит об отклонении от планируемого маршрута, времени свободного захода в порт, приближении к опасности.
Каналом передачи данных могут быть как стандартные средства связи через интернет, так и разрабатываемая в рамках этого же проекта автоматическая система обмена данными. Это цифровая связь на частотах УКВ–диапазона, позволяющая обмениваться данными на скоростях до 300 кбит / с.
Судовладельцы смогут использовать платформу для удалённого мониторинга за флотом. Помимо трекинга на карте в режиме онлайн сервис также будет позволять следить за состоянием навигационных и технических средств судна.
Результаты этого проекта помогут повысить безопасность судоходства, снизить число простоев судов "на якорях", а также в целом улучшить логистические процессы в отрасли.
Внедрение стандартов е–навигации — одна из последних инициатив Международной морской организации. Как ожидается, в течение следующих нескольких лет они станут обязательными для всего мирового коммерческого флота и без них суда не смогут зайти в порт или территориальные воды других государств.
Разработка российского проекта ведётся с 2020 года под контролем Росморречфлота. Стоимость контракта стороны не разглашают.
Разработчик — компания Steor (ООО "Стеор — НСБ"), созданная госфондом НТИ (ему принадлежит 59,68%) и АО "Ситроникс КТ" (входит в группу "Ситроникс" и контролируется АФК "Система", владеет долей в 40,32%).
В портфеле разработок Steor также платформа моделирования судовождения для автономных судов.