Как перевести дизайн в бизнес–русло

Создать узнаваемый образ бренда, реализовать знаковый проект — значит получить конкурентное преимущество и повысить финансовые показатели компании. Качественный дизайн можно монетизировать.

Ежегодно в Петербурге выпускается около 7,5 тыс. студентов по направлению "дизайн", и только около 55% остаются в профессии. Дело в том, что стать квалифицированным специалистом на основании исключительно теоретических занятий невозможно. Необходимы постоянные наработки и кейсы, которые впоследствии ложатся в основу портфолио. К слову, именно его потенциальные работодатели изучают в первую очередь.
Вузам не всегда удаётся наладить взаимодействие с внешними компаниями и предложить обучающимся практику с решением реальных задач и созданием актуальных проектов. Отчасти это объясняется тем, что в России придаётся меньшее значение развитию отрасли, чем, например, за границей. На Западе уже давно пришло осознание: грамотный и лаконичный дизайн способен не только привнести визуальную эстетику в брендбук компании, но также повысить прибыль и доверие клиентов. Об этом сегодня стали чаще задумываться и российские предприниматели, воспринимая дизайн как инструмент для решения насущных задач, для продвижения компании в целом и её правильного позиционирования на рынке.
Другая положительная тенденция последнего времени — популяризация дизайна. На базе тех же вузов и по инициативе профильных сообществ стало проходить больше специализированных мероприятий, конференций, конкурсов, появились новые образовательные программы, в том числе онлайн–формата. Так, по информации образовательной платформы Skillbox, курсы по дизайну интерьера входят в топ самых популярных. В свою очередь, отраслевые конференции, по наблюдениям экспертов, уже не проводятся исключительно для узкого круга дизайнеров, а становятся полноценными площадками для общения между всеми участниками индустрии.
Один из характерных примеров — конкурс St. Petersburg Young Design, организованный Академией А. Л. Штиглица и Фондом поддержки инноваций и молодёжных инициатив Санкт–Петербурга (ФПИМИ). В прошлом году он проходил только в рамках академии и назывался Stieglitz Young, а в этом уже приобрёл городское значение. Теперь в нём могут принять участие студенты и выпускники последних 3 лет всех вузов Петербурга с профильными направлениями по дизайну и искусству. Важно, что это не простое творческое состязание. Партнёрами конкурса уже второй год выступают производственные компании, застройщики, финансовые институты и музеи, среди которых ПАО "Газпромнефть", BIOCAD, АО "АБ “РОССИЯ”", Технопарк "Ленполиграфмаш", девелоперская группа PLG и другие. Они предлагают юным дарованиям принять участие в разработке реальных проектов и впоследствии применить тот продукт, который был разработан.
"Итоги прошлогоднего конкурса Stieglitz Young и промежуточные оценки конкурса St. Petersburg Young Design демонстрируют заинтересованность среднего и крупного бизнеса в молодых специалистах из сферы дизайна, — рассказал генеральный директор фонда Сергей Салкуцан. — С каждым годом число и масштаб компаний, выдвигающих свои номинации, растёт, а финальные работы конкурсантов высоко оцениваются партнёрами. Мы планируем, что конкурс будет проходить ежегодно, и приглашаем индустриальных партнёров к участию".
Для студентов опыт сотрудничества с бизнесом является уникальным. По их словам, интересно пробовать свои силы не только в учебной, но и в профессиональной среде, учиться понимать специфику рабочих процессов за пределами альма–матер. Для предприятий положительный эффект от участия в конкурсе также очевиден.
"Когда мы решили стать партнёрами, думали, что на выходе останутся лишь красивые рисунки, в итоге получились не просто варианты корпоративных подарков, а настоящие арт–объекты, которыми можно удивить руководителей любого уровня", — отметил представитель ООО "ЭкоПром СПб". "Мы были потрясены уровнем тех работ, которые представили студенты, причём преимущественно 2–3–х курсов", — подчеркнули в компании PLG, рассказывая о проекте благоустройства пешеходной набережной, которая должна объединить три городских парка — Парк 300–летия Петербурга, Приморский парк Победы и ЦПКиО им. Кирова — в единое культурное пространство.
В итоге чем больше будет таких мероприятий, посвящённых дизайну, тем больше будет расти квалификация студентов как специалистов и просвещённость заказчиков, тем легче сложится их взаимодействие. Уже сегодня конкурс привлёк партнёров из Москвы — музей–заповедник "Царицыно", поэтому в следующем году состязание имеет все шансы выйти на федеральный уровень.