Как говорил когда–то незабвенный Виктор Степанович Черномырдин: "Что бы мы ни делали — получается одно и то же: либо КПСС, либо автомат Калашникова". Опираясь на данные свежего опроса "Левада–Центра", внесённого в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента, можно перефразировать: "Какую бы страну мы ни строили — получается СССР". По крайней мере значительной доле населения этого хотелось бы. Процент тех, кто считает советскую политическую систему наилучшей, оказался самым высоким с 1996 года, когда социологи начали исследовать эту тему. Причём рывок с предыдущего раунда опроса, проходившего в 2016 году, весьма впечатляет: с 37 до 49% одним махом.
Исторического максимума достигла и доля тех, кто считает плановую экономику самой правильной моделью. В 1992 году, когда память о прелестях развитого социализма была ещё свежа, так отвечали всего 29%. Теперь — 62% (на 11% больше, чем в предыдущий раунд, проводившийся в 2017 году). К сожалению, в публикации не приводятся сведения об уровне образования респондентов. Интересно было бы посмотреть на корреляцию. Обнадёживает то, что в возрастной группе 18–24 года в светлое советское прошлое верят только 30%, а среди тех, кому 25–39 лет, — 37%.
В ответах на вопрос, какой хотелось бы видеть Россию, тоже сплошные рекорды. 66% ставят на первое место высокий уровень жизни, 32% — величие и страх, внушаемый другим странам. Соответственно, абсолютный максимум и минимум с 2003 года. Примечательно, что единственный случай, когда процент грезящих о пугающем величии (48%) был выше предпочитающих спокойную и комфортную жизнь (47%), — это 2014 год. Видимо, тогда россияне решили, что напугали всех как следует и постепенно успокаиваются, уделяя больше внимания повседневности. Осталось дождаться, когда появится понимание, что уровень жизни напрямую зависит от выбранных моделей политики и экономики.