Одна маленькая, но гордая фирма…

Конкурировать с крупными сетями — дело непростое. Это касается не только продовольственного рынка, но и, скажем, мебельного. Та же IKEA легко выигрывает конкурентную гонку за счёт демпинга. В результате небольшие мастерские разоряются или держатся на грани рентабельности. А пытающиеся попробовать себя на ниве самозанятости столяры сталкиваются с парадоксальной ситуацией, когда набор материалов и фурнитуры уже на стадии закупки стоит дороже, чем готовый стеллаж с непроизносимым названием от шведского гиганта.
Если для предметов интерьера магия "сделано руками и по персональному заказу" как–то работает, то вот с продуктами всё сложнее. Повсеместно декларируемый курс на ЗОЖ и осознанное потребление вступает в жёсткое противоречие с состоянием реальных доходов населения. Которые хоть и показали во II квартале текущего года заметную положительную динамику, но до сих пор не выбрались из ямы 2020–го. До этого, напомним, они несколько лет фактически стояли на месте, и даже срочно принятая Росстатом новая методология расчётов не может сгладить эту картину в сравнительных таблицах. Чтобы покупать кефир в 1,5–2 раза дороже, да ещё и идти за ним в отдельный магазин, нужно действительно серьёзно относиться к качеству продуктов. И быть готовым платить не только деньгами, но и временем.
Производители оказываются в ситуации, когда они должны либо принимать правила игры крупных сетей (себе в убыток), либо пытаться навязать собственные правила потребителю. Но последнее тоже подразумевает дополнительные затраты — на маркетинг. Просто открыть магазин под вывеской "Фермерское мясо" недостаточно.
Некоторые действуют по принципу "чтобы победить корпорации, нужно самому стать корпорацией". Несложно заметить, что среди лидеров фирменных сетей либо гиганты, представленные во многих регионах и активно продающие франшизу (Великолукский мясокомбинат, "Ермолино"), либо те, кто своевременно продал контрольный пакет китам рынка. Например, знаменитая Кондитерская фабрика им Н. К. Крупской, которая вот уже 7 лет принадлежит АО "Славянка–Люкс", базирующемуся в Старом Осколе. Финансовые показатели головной организации вполне впечатляют: 1,7 млрд рублей чистой прибыли в 2019 году, 2,6 млрд —в 2020–м. А вот у самой фабрики им. Крупской дела куда печальнее: последние 3 года подряд она не вылезает из убытков (161,7 млн в 2019 году, 82,3 млн в 2020–м). Тем не менее фирменные магазины продолжают открываться (в апреле 2020–го новая точка появилась на Невском). Не факт, что это удалось бы, сохрани предприятие самостоятельность. Быть гордыми, маленькими, зато независимыми — в наше время роскошь. Впрочем, это верно не только для торговли.