Ивент-индустрия Петербурга преуспела летом, но потеряла игроков

Автор фото: Сергей Ермохин

Летний сезон для ивент-индустрии прошёл удачно. Количество мероприятий превысило даже показатели 2019 года. Впрочем, число игроков рынка сократилось.

Ивент–индустрия постепенно восстанавливается после локдауна 2020 года. В Петербурге за это лето, по данным исследования Timepad, было проведено на 16% больше событий, чем за летний сезон 2019–го. Тогда было 6697 мероприятий, в 2020–м провели почти в 2 раза меньше — 3607, а за 3 летних месяца нынешнего года на берегах Невы прошло 7743 события.
Петербургский рынок развивается по общероссийским тенденциям. Так, за тот же период в общем по стране количество мероприятий не только достигло допандемийного показателя, но и превысило его. В Timepad сообщают, что рост составил 15% по отношению к 2019 году.
Но это сопровождается тревожной тенденцией на сжатие индустрии. Число активных занятых в ней сотрудников сократилось по стране с 12 703 до 11 330 человек. В Петербурге в 2019 году в ивент–сфере работало 2060 человек, в прошлом году — всего 549, а в 2021 году — 1539. Пандемия сильно ударила по креативным предпринимателям, и многим из них пришлось отказаться от проведения мероприятий в условиях ограничений.
До сих пор в Петербурге действуют определённые ограничения по количеству человек на массовых мероприятиях. В результате, например, вместо заявленного одного концерта артисты проводят по два выступления в день. Или концерты проходят 2 дня подряд, чтобы все желающие могли посетить их.
Тем не менее события в онлайн–формате теряют свою популярность. Этим летом петербуржцы чаще всего выбирали офлайн. В целом по России летом 2019 года доля онлайн–событий составляла всего 8% от общего числа. В пик пандемии этот показатель вырос до 49%. Этим летом лишь каждое пятое мероприятие проводилось онлайн.
Несмотря на ограничения, ивент–индустрия в этом году смогла получить прибыль даже больше, чем в допандемийные времена. По данным Timepad, рост доходов организаторов за летний сезон составил 18% по сравнению с 2019 годом (после падения в 2020 году на 32%).
По данным Петростата, оборот компаний в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений Петербурга по итогам января–июля 2021 года составил 26,6 млрд рублей, что на 47% больше, чем за тот же период 2020–го (14,1 млрд рублей). И это на 9,7% больше, чем в допандемийный 2019 год (24,2 млрд рублей). Не исключено, что на прибыль компаний повлияло увеличение среднего чека на массовые мероприятия с 790 до 921 рубля.
Управляющий партнёр коммуникационного агентства B&C Марк Шерман считает, что важно не то, сколько событий, а то, какой у них средний чек. За время пандемии больше шансов выжить было у тех, кто накопил большую подушку ликвидности. А также не был закредитован, поскольку проведение больших мероприятий может требовать привлечения заёмных средств. Многих спасло то, что они смогли переключиться на онлайн–мероприятия, где сразу отпали платежи по аренде, логистике и привлечению звёзд. Чек стал ниже, зато такие ивенты можно делать быстрее.
"Стали популярны гибридные форматы, когда модераторы находятся на площадке, а все остальные подключаются через приложения. В целом стало больше мероприятий по эффективности удалёнки и продаж в новых условиях", — рассуждает Марк Шерман.
CEO Timepad Варвара Семенихина, однако, предупреждает, что пока ещё рано говорить о стабильном восстановлении индустрии. Но если осень принесёт ослабление режима ограничений, то представители отрасли ожидают настоящий бум спроса на массовые мероприятия всех видов и направлений.