Если в кране нет воды

Каждый новый жилой комплекс на Юго–Западе Петербурга заставляет власти города и застройщиков всерьёз задумываться о нагрузке на местную инфраструктуру и имеющиеся коммунальные сети

В первой половине XX века территории, ныне относящиеся к Красносельскому и частично Кировскому районам Петербурга, входили в состав Ленинградской области. Административным центром считался город Красное Село, вокруг которого разрастались дачные посёлки. Активное строительство панельных домов массовых серий началось в 1970–х годах. Тогда в соответствии со СНиПами готовилась проектная документация, генподрядные тресты осуществляли подготовку необходимых инженерных сетей, после чего за дело принимались домостроительные комбинаты.
С тех пор порядок работы сильно не изменился, а вот количество постоянно проживающего населения в районе существенно возросло. Так, на момент начала нового строительства в 1970–х здесь проживало порядка 170 тыс. человек, сегодня только в Красносельском районе официально насчитывается более 400 тыс.

Привлекательное место

Популярности района способствовали такие плюсы локации, как благоприятная экологическая обстановка ввиду отсутствия вредных производств, близость к Финскому заливу, развитая социальная инфраструктура. Правда, в последние годы здесь сохраняется довольно напряжённая транспортная ситуация: из–за удалённости метро район часто стоит в пробках. Появление КАД и ЗСД немного снизило накал, но кардинально решить вопрос должно появление станции метро "Юго–Западная", которое, по последним данным, намечено на 2024 год.
Быстрому развитию района способствовал и земельный банк, который был сформирован инвесторами в конце 1990–х — начале 2000–х годов. Большое количество свободных территорий сегодня позволяет застройщикам реализовывать крупные проекты и создавать целые кварталы с комфортным жильём и современной инфраструктурой. Среди характерных примеров — ЖК "Огни залива", "Балтийская жемчужина", "Legenda Героев" и другие.
Однако если наземная инфраструктура за последние 10–15 лет на юго–западе Петербурга качественно изменилась и соответствует современным представлениям о комфорте, то подземные коммуникации, большинство из которых были проложены 30, а то и 40 лет назад, уже сильно износились, нагрузка же на них возросла в разы.

Ремонту быть

Безусловно, ремонт коммуникаций и связанные с ним ограничения движения, как правило, не радуют ни автомобилистов, ни пешеходов. Но неудобства эти временные, а результатом проведённой работы может стать бесперебойное водоснабжение всего района. "Стальные трубы, проложенные ещё в советское время при застройке юго–западной части города, своё уже отслужили, и необходимость реконструкции центрального водопровода — налицо. Важно предупредить ситуацию, когда люди вдруг остаются без воды", — рассказал "ДП" руководитель проектов компании "Навигатор–СБС" Сергей Салтыков, комментируя вопрос об участках, где было принято решение заменить трубы.
На одном из них — по адресу: Ленинский проспект от Маршала Жукова до улицы Доблести — по большому счёту всё уже завершено: ордера ГАТИ на проведение земляных и ремонтных работ по благоустройству территории закрыты, движение автотранспорта восстановлено в полном объёме, пешеходные дорожки заасфальтированы, а зелёные зоны приведены в порядок сотрудниками садово–паркового хозяйства. Но главное, уже больше 2 месяцев квартиры местных жителей подключены к новому, современному водопроводу. Остаётся лишь оформить необходимые закрывающие документы.
По второму адресу — проспект Ветеранов от улицы Лёни Голикова до выхода Урицкой насосной станции — работы ещё продолжаются. Здесь реконструируется около 4 км водопроводной сети щадящим для магистрали методом горизонтального бурения. Для этого не требуется пробивать глубокие траншеи вдоль всей трассы. В определённых проектом местах производится выемка грунта в виде колодца, затем буром проделывается горизонтальный тоннель, в который протягивается пластиковая труба диаметром 800 мм. В данный момент идёт переключение старой сети на новую, после чего начнутся демонтажные работы изношенных стальных труб диаметром 600 мм. Параллельно будут выполнятся работы по благоустройству. Поэтому здесь ограничения для пешеходов и автомобилистов ещё пока сохраняются.

Сталь, чугун или пластик?

Сегодня в большинстве случаев при реконструкции водопровода старые трубы меняются на пластиковые или чугунные. Дело в том, что сталь в данном случае зарекомендовала себя не самым лучшим образом. Как показала практика, стальные трубопроводы могут страдать от атмосферной, подземной или почвенной коррозии, а также от биокоррозии, поскольку в них создаётся благоприятная почва для развития микроорганизмов, хотя этим грешат и их чугунные аналоги. Кроме того, одними из самых уязвимых мест стальных труб являются их стыки. Всё это неминуемо сказывается как на сроке их службы, так и на качестве воды.
"Из опыта последних 10 лет могу сказать, что в основном подрядными организациями при прокладке водопровода сейчас используются либо чугун, либо пластик. И те и другие трубы удобны в монтаже и долговечны в использовании. Для сравнения: если срок эксплуатации стальной трубы не более 20–25 лет, то у пластика он в 2 раза больше", — подчеркнул Сергей Салтыков.
К слову, долговечность пластика была убедительно доказана исследованиями немецких специалистов, в ходе которых были извлечены из грунта канализационные трубы, уложенные ещё до Второй мировой войны. Они были сделаны из ПВХ и оказались в отличном состоянии — ими вполне можно было пользоваться ещё не одно десятилетие.
Работы по замене центрального водопровода и реконструкции тепломагистрали сегодня в Петербурге ведутся по многим адресам и часто не доставляют радости горожанам. В то же время для стремительно разрастающегося мегаполиса этот процесс вполне естественный. Главное — результат, а при правильно спроектированных и выполненных работах он обязательно будет.