Современные ожидания потребителя от бренда оставляют гринвошинг в прошлом: сегодня клиент хочет не формальностей, а натуральных продуктов, конкретных действий, реальной экоответственности от компаний.
В 2020 году не только крупные предприятия, но и сектор МСБ стал активно рассказывать о своих программах корпоративной социальной ответственности (КСО) и приверженности ESG-повестке (Environment, Social, Governance). Экомаркетинг завоёвывает всё более прочные позиции. И это понятно: тема устойчивого развития и ответственности бизнеса близка современной платёжеспособной аудитории — она соотносится с её ценностями и мировоззрением. Ответственное потребление — тренд, ежегодно прибавляющий в популярности. Кроме того, поколения Y и Z — это не только потенциальный клиент, но и талантливый сотрудник.
Не пустые обещания
По данным аналитических агентств, в нашей стране всего несколько лет назад лишь 10–15% компаний внедряли программы КСО, на сегодня эта цифра выросла в несколько раз. Появилось и более чёткое понимание, где речь про благотворительность, где про КСО, а где уже про устойчивое развитие. Сместился маркетинговый посыл брендов. Ведь и отношения с клиентом сегодня предпочтительны другие — доверительные. Потребитель тоже готов включаться в инициативы компаний, к которым он лоялен. А лоялен потому, что разделяет их идеи, вложенные в проекты по защите экологии, заботе о людях, живущих "по соседству", активной помощи обществу и региону в кризисные времена. Здесь, кстати, бизнес сегодня создаёт и новые направления (и перенимает западные практики, адаптируя под российские реалии).
Это хорошее подспорье для имиджевой истории, но ещё и способ перевести потенциального клиента в разряд текущего. Так, американская консалтинговая компания Edelman выяснила: из опрошенных 12 тыс. человек 81% планируют взаимодействовать с брендами, только если они действуют в интересах общества. А по результатам глобального исследования Who cares, Who does 2020 Kantar, почти 38% респондентов полагают, что компании–производители должны выходить на лидирующие позиции в улучшении экологической обстановки.
Здесь есть ещё один важный момент: волонтёрские программы, различные мероприятия, переформатирование офисов, отказ от пластика, сортировка мусора, использование на 100% перерабатываемой упаковки и т. д. — всё это реальное подтверждение интеграции "зелёной" повестки в стратегию развития предприятия, воплощение обещаний бренда. Также специалисты считают, что о своих мероприятиях экологической направленности бизнесу следует активно рассказывать. Это должно иметь вирусный эффект, заражать и другие компании, и потребителя.
Пора действовать
Если говорить про страновые особенности, то в России компании стали много внимания уделять защите окружающей среды. Здесь также можно сделать небольшой кивок в сторону нацпроекта "Экология". С другой стороны, бизнес стремится находить оптимальную пропорцию для параметров "реальный эффект", приносимый реализуемыми программами, и "экономический баланс". Но о необходимости действовать уже не задумывается.
"Меньше слов, больше леса!" — считает Диана Желяскова, совладелец компании–производителя малой бытовой техники, инициатор межрегионального благотворительного проекта "С Заботой, REDMOND". Данная инициатива направлена на оказание помощи одиноким пожилым людям Санкт-Петербурга и Ленобласти. Масштабный межрегиональный благотворительный проект реализуется с начала 2021 года, и уже более 25 тыс. адресатов получили пакеты, содержащие крупы, макаронные изделия, сгущённое молоко и другую провизию, а также порядка 200 единиц бытовой техники. Акция продолжается, планируется передать ещё порядка 16 тыс. продуктовых наборов и около 300 единиц бытовой техники. Однако заявление Дианы Желясковой связано с другим проектом — волонтёрской акцией "Аллея молодёжных сообществ".
В рамках мероприятия представители органов власти, бизнеса и молодёжных сообществ федерального округа высадили аллею деревьев, символизирующую объединение усилий в целях устойчивого развития регионов СЗФО. Акция состоялась 25 августа в рамках образовательного форума "Ладога", в котором приняли участие губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко, общественные объединения и представители бизнеса, в том числе компания REDMOND. Организаторами акции выступили Национальный совет по корпоративному волонтёрству в Санкт-Петербурге и Ленинградской области совместно с комитетом по молодёжной политике Ленинградской области.
На фото: На фото с Дианой Желясковой (REDMOND) губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко
"Для того чтобы сохранить планету для наших детей, необходимо действовать уже сегодня: сажать деревья, чистить реки, обеспечивать раздельный сбор мусора и правильную утилизацию отходов. Мы с радостью откликаемся на партнёрские инициативы и проекты, направленные на сохранение окружающей среды", — рассказала Диана Желяскова.
Собственно, компания REDMOND как раз является ярким примером ответственного бизнеса: регулярно проводит экологические акции, старается привлечь внимание своих покупателей к бережному отношению к природе, поощряет участие сотрудников российского представительства бренда в общегородских мероприятиях. Это касается и региональных офисов — так, волонтёры компании в городах Нижний Новгород и Казань приняли участие в экологической акции "Чистая Волга" в июле 2021 года и очистили береговую линию реки от мусора.
"Реализуя благотворительные акции, помогая ближнему, заботясь об окружающем нас мире, мы ищем тех, кто разделяет наши убеждения. Нам нужны такие же делатели, как мы, те, кто не просто говорит, а готов действовать", — подтверждает современную направленность экоактивности бизнеса Диана Желяскова.