Взвешено и с умом

Прошедший год привёл к кардинальным изменениям в потребительском поведении. Аналитики уверены, что эти тенденции долговременны. Первые изменения на потребительском уровне в дальнейшем приведут к смене глобальных финансовых привычек и установок.

Полный локдаун в пандемию научил россиян экономии и привёл к сокращению расходов. "В частности, средний класс населения стал всё чаще приобретать товары более низкой ценовой категории, а граждане создают финансовую подушку безопасности. Произошёл почти полный отказ от спонтанных, непродуманных покупок, граждане чаще приобретают только запланированное", — подчёркивает руководитель аналитического департамента AMarkets Артём Деев.
Сейчас идёт процесс восстановления спроса, возможен резкий всплеск потребительской активности. Но в долгосрочной перспективе трудно ожидать роста потребления — нужны деньги, а их у россиян больше не становится.
Из положительного итога пандемии — ускоренная цифровизация. Бизнесу ничего не остаётся, как учитывать тренды, которые будут сопровождать дальнейшее развитие рынка и уход от последствий пандемии. "Продолжится цифровизация, будет рост популярности сервисов доставки, в целом более рациональный подход потребителя к покупкам, что может повлиять на ассортиментную политику", — подчеркивает управляющий партнёр аналитической компании Marketing Logic Дмитрий Галкин.
Ситуация с потребительским спросом стала быстро восстанавливаться с третьего квартала прошлого года. Во многих направлениях потребрынка возник отложенный спрос. С одной стороны, активное восстановление потребления позволяет экономике быстрее преодолеть кризис. С другой, неприятной, спрос растёт быстрее предложения — во всем мире. "Это поддерживает инфляцию на высоком уровне, — отмечает глава отдела макроэкономического анализа ГК "ФИНАМ" Ольга Беленькая. — К рискам для финансовой стабильности можно отнести рост закредитованности населения и инвестиции, не соответствующие уровню финансовой грамотности и профилю риска клиента".
Банки дают пугающую статистику о сильной закредитованности петербуржцев и всей страны. Например, с начала года ВТБ в Петербурге и Ленинградской области оформил потребительских кредитов на сумму 50 млрд рублей, что на 60% выше показателя за январь-июль 2020 года. Важно, что рост закредитованности опасен, если одновременно не растут реальные доходы населения. Руководитель департамента инвестиционного анализа и обучения ИГ "УНИВЕР Капитал" Андрей Верников говорит, что ЦБ осознаёт опасность того, что рост долговой нагрузки не может быть экспоненциальным. В дальнейшем выдача кредитов гражданам с большой долговой нагрузкой будет ограничена.
В перспективе потребительское поведение будет базироваться на рациональных тратах, повысится уровень финансовой грамотности, а онлайн-канал продаж станет одним из основных. "Постепенно будет формироваться привычка покупать через онлайн более дорогие товары. Один из корейских производителей представил возможность покупать автомобили прямо с завода, минуя дилера. Стали популярными онлайн-показы квартир, это первая ласточка нового поведения", — уверен Андрей Верников.
Устойчивость роста потребления в конечном итоге будет зависеть от динамики реальных располагаемых доходов, а здесь пока история не очень хорошая — с 2013 года они сократились более чем на 10%. "По мере перехода Центробанка от мягкой денежно-кредитной политики к нейтральной, будут повышаться ставки по кредитам и депозитам, что в сочетании с ожидаемым завершением программы льготной ипотеки может привести к некоторому замедлению спроса на кредиты, в том числе ипотеку, и способствовать постепенному возвращению наличных средств на банковские депозиты", — заключает Ольга Беленькая.