Фото: Антон Новодережкин/ТАСС

Не по фэншую: что вызывает отторжение у москвичей и петербуржцев

В центре Москвы поставили 12–метровую скульптуру "Большая глина №4", но москвичей не проведёшь. Знаем мы, говорят, никакая это не глина — а кое–что другое, только большое и алюминиевое. И так переживают по этому поводу, что многие даже кушать не могут.

Мало–помалу. Локальные скульптуры непрогнозируемых форм заселяют жилые новостройки

Мало–помалу. Локальные скульптуры непрогнозируемых форм заселяют жилые новостройки

4469
Дмитрий Ратников, Александр Тупеко

Можно было бы поспекулировать, что нас, жителей культурной столицы, такой статуей не проймёшь. После прививки шемякинским Петром I в 1991 году и арт–объекта на Литейном мосту мы стали настоящими экспертами в современном искусстве. Но это, скорее всего, будет неправдой. Коль скоро даже в совершенно академической манере выполненная азиатская девочка верхом на динозавре не смогла долго простоять во дворе Мраморного дворца, "Большая глина", появись она у нас, наверняка вызвала бы эмоции, схожие с московскими.

Это с одной стороны кажется логичным, потому что статуя действительно похожа на известную бездуховную и омерзительную субстанцию. Однако с эстетической точки зрения ровно такой же субстанцией, только гораздо больших размеров, являются почти все объекты массового жилищного строительства, появившиеся в городе после того, как архитектура была признана в Советском Союзе буржуазным излишеством. Не исключая и тех, что построены в благословенные капиталистические времена. Хуже того: статую уберут, а дома останутся. Справедливости ради надо сказать, что дома граждан тоже возмущают. Но далеко не всех и совсем не так.

В этом парадоксе следует разобраться. Можно вспомнить, как на Сенной площади вместо трамвайных путей стоял, ничьих чувств не оскорбляя, сходный по габаритам арт–объект — Башня мира. Несложно заметить, что единственная разница между ними — в форме. Башня мира была ровной, а глина — кривая.

Проверим этот вывод. В 1999 году американский архитектор Эрик Мосс предложил первый проект новой сцены Мариинки в виде стеклянных объёмов неправильной формы. Общественность тут же возмутилась: рядом с храмом культуры собираются свалить какие–то "мешки с мусором". В конце концов вместо них построили здание в стиле гигантской трансформаторной будки. Публика приняла.

Таким образом, можно вывести универсальный закон. Общественный вкус приемлет любую субстанцию, лишь бы у неё были ровные грани. Хотя это и не по фэншую.

Антон Мухин Все статьи автора
20 августа 2021, 08:38 338
Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама