Вынужденное развитие: пандемия спровоцировала взрывной рост рынка EdTech

Автор фото: vostock-photo

В 2020 году российский рынок EdTech увеличился на 20–25%, достигнув 55–60 млрд рублей. Примерно половина приходится на дополнительное образование для взрослых, включая изучение иностранных языков.

По данным компании Smart Ranking, по итогам 2020 года лидеры рынка показали небывалый рост. Выручка онлайн–школы иностранных языков Skyеng составила 4,1 млрд рублей (1,7 млрд в 2019–м, рост 141%), онлайн–университета современных профессий Skillbox — 3,9 млрд рублей (1,1 млрд в 2019–м, рост 255%), образовательной платформы "Учи.ру" — 2,5 млрд рублей (1,0 млрд в 2019–м, рост 150%).
На рынке языкового обучения, по данным "Интерфакс Академии", лидирует онлайн–школа Skyеng, занимая 19–21% сегмента рынка. Среди платформ, обучающих профессиям в цифровой среде, лидирует Skillbox, чья доля в сегменте оценивается примерно в 6,5%. 5,3% сегмента занимает GeekBrains.
Российский EdTech преимущественно развивается за счёт корпоративного и дополнительного образования для взрослых — на эти секторы суммарно приходится 50% объёма рынка.

Постковидный синдром

Если учесть, что в прошлые годы рынок онлайн–образования рос значительно меньшими темпами — 10–15%, то катализатором можно считать ограничительные противопандемийные меры. Вынужденный простой большинства активных людей сформировал рекордный запрос на онлайн–образование: на пике первой волны карантина были закрыты школы в 190 странах, 90% учащихся вынужденно перешли на онлайн. Примерно то же происходило со студентами вузов.
По мнению Владимира Васильева, ректора Университета ИТМО, 90% роста рынка EdTech обеспечил ковид. Хотя он уверен, что позитивная динамика — это тренд времени. В XXI веке люди хотят учиться быстрее, компактнее, более практико–ориентированно. Университет ИТМО ещё в 2015 году перешёл на blended–образование, и сегодня 50% учащихся используют в обучении возможности удалённого доступа к вузовским программам.
Ректор ИМИСП Ярослав Павлов считает, что ковид помог тренду онлайн–образования занять своё место и обеспечил качественный сдвиг. После окончания пандемии онлайн–образование будет продолжать развиваться и с точки зрения объёмов рынка, и с точки зрения качества. При этом ценность и востребованность очного обучения в премиум–сегменте, с точки зрения Ярослава Павлова, также возрастёт.

Стремление вложиться вовремя

Инвесторы почувствовали перспективную нишу. Фонд Владимира Потанина Winter Capital Partners инвестировал в Skyeng. В 2020 году Forbes включил Skyeng в топ–20 самых дорогих компаний Рунета — онлайн–школа заняла 13–е место с оценкой $130 млн. В конце 2020 года Mail.ru Group Алишера Усманова купила 25% проекта "Учи.ру" за 3,75 млрд рублей. По условиям сделки Mail.ru Group может увеличить свою долю в "Учи.ру" до контрольной через опцион в текущем году.
Результаты инвестиций в российский рынок образовательных технологий EdTech пока не посчитаны, но, по некоторым оценкам, они превысят 20 млрд рублей. Инвестиции в EdTech в мире за 2020 год составили $10 млрд.
По данным web–платформы HolonIQ, за 2020 год в EdTech–стартапы было инвестировано $16,1 млрд. Мировой рынок онлайн–образования, по данным Liberty Marketing, оценивался в $200 млрд по итогам 2019 года. В целом объём мирового рынка онлайн–образования превышает $220 млрд.

Игровые технологии

В разработке и применении платформ онлайн–образования особую активность проявляют разнообразные стартапы, классические вузы, корпоративные университеты. Большой интерес к новым технологиям обучения, например к шлемам виртуальной реальности, учебным симуляторам, тренажёрам и виртуальным лабораториям для обучения по программам "Математика", "Информатика" и "Технология", демонстрирует подавляющее большинство офлайн образовательных учреждений. Федеральный проект "Кадры для цифровой экономики" предполагает на базе вузов разработать сеть из центров цифровой трансформации университетов.
На этом фоне школьное и дошкольное образование заметно отстаёт по темпам. По данным НИУ ВШЭ, примерно 25% российских школьников не имеют возможности полноценно обучаться в онлайн–формате.
Например, доля рынка онлайн–образования в России меньше 1%, когда во всём мире она превышает 10%. Можно предположить, что это перспективная ниша, куда в ближайшее время будут вкладываться отечественные разработчики.
Вообще в 2020 году заметно усилился тренд на геймификацию образования — игровые технологии применяют многие платформы онлайн–образования. Особенно это стало использоваться с началом пандемии для удалённого обучения.

Обратный эффект

Прогнозы большинства экспертов оптимистичны. Они уверенно рисуют восходящие графики с годовым прогнозным ростом объёмов рынка образовательных технологий EdTech 16% вплоть до 2025 года. Но и здесь ковид может испортить радужную картину. Если принудительная изоляция продолжится, после её окончания может сработать обратный эффект необходимости офлайн–общения как с преподавателями, так и с сокурсниками.
Как ранее сообщал "ДП", эпидемия коронавируса мощно подтолкнула к росту рынок онлайн–образования. Но, как оказалось, правовое регулирование не поспевает за процессом.
Дело в том, что главная цель EdTech–пространства — обеспечение персонализированного обучения студентов, для чего компаниям, работающим в этой сфере, приходится собирать большое количество личных данных и одновременно развивать свои возможности по их обработке. Учитывая конкурентный характер рынка, эти платформы не будут думать дважды, прежде чем использовать данные студентов в своих интересах, поясняла Светлана Гузь, управляющий партнёр бюро юридических стратегий Legal to Business.