Дарья Ковалёнок Все статьи автора
17 августа 2021, 07:02 6621

Онлайн-образование запускает революцию на рынке труда

Очный формат привычнее, но дистанционное обучение — это всерьёз и надолго
Очный формат привычнее, но дистанционное обучение — это всерьёз и надолго
Фото: Архив "ДП"

Как онлайн–образование покоряет умы соискателей и работодателей и почему очное обучение становится новой роскошью?

В поисках ответа на эти вопросы "ДП" обратился к предпринимателям из разных сфер и обнаружил, что не все работодатели разделяют оптимизм в отношении онлайн–образования и до сих пор считают для себя приоритетным набирать сотрудников из числа тех, кто учился за партой в вузе.

Дистант, вакцинация, сбои: вузы Петербурга на старте учебного года

Дистант, вакцинация, сбои: вузы Петербурга на старте учебного года

14483
Татьяна Чернышова

"Для меня как руководителя в приоритете классическое очное образование, — сказал “ДП” один из петербургских предпринимателей в сфере инновационных технологий, попросивший об анонимности. — Мы можем сделать исключение для сотрудников низшего звена, но для высококвалифицированных кадров и руководителей очное образование остаётся обязательным требованием, так как в этом случае крайне важна передача опыта и решение кейсов в команде. Это же касается дополнительного обучения сотрудников на базе нашей компании. Мы будем использовать дистанционные курсы только как дополнение к очным или в экстренных ситуациях, но не как основной способ обучения".

Образование в стенах

Кандидат экономических наук и директор Центра предпринимательства ВШМ СПбГУ Карина Богатырёва объясняет неготовность части работодателей к найму сотрудников, получивших образование онлайн, устоявшимся стереотипом о безоговорочном авторитете офлайна.

"При этом наличие сертификатов о прохождении дополнительных онлайн–курсов повышения квалификации всегда является преимуществом. Поэтому я бы сказала, что эти формы образования не взаимоисключающие, а дополняющие друг друга", — сказала она.

Более того, наличие диплома даже самого престижного вуза не всегда является залогом профессионализма соискателя. Гендиректор российского общества "Знание" Максим Древаль, дискутируя на ПМЭФ о роли образования, отмечал, что дипломы стали главным показателем и мотиватором, но нельзя забывать, что корочки показывают образованность лишь условно: "Это не приводит к дальнейшему успеху в жизни. Из–за этого показателя студенты всё менее мотивированы вкладываться в процесс, выходят не очень компетентными. А сами компании всё меньше смотрят на высшее образование работника".

В пользу онлайна говорят два его преимущества, актуальные для развития региональных рынков. Первое — непрерывность образовательного процесса, которая позволяет обучаться в любой точке мира, имея доступ к интернету, а во–вторых, исключение проблемы "оттока мозгов" из регионов и обеспечение квалифицированными кадрами региональных компаний и организаций.

Генеральный директор Skillbox Дмитрий Крутов, компания которого предоставляет доступ к курсам дополнительного профобразования, считает, что каждый человек должен получать опыт, релевантный требованиям рынка: "Очень важно, чтобы новые лидеры воспитывались на местах: не уезжали из своего города и развивали свой регион. Важная задача, которую мы ставим перед собой, — сделать так, чтобы каждый слушатель, прошедший программу, был востребованным на рынке труда".

Развитие рынка онлайн-образования тормозят законы

Развитие рынка онлайн-образования тормозят законы

7305
Дмитрий Маракулин

Пути интеграции

Вероятно, проблема неприятия тотального онлайна становится следствием свойственного людям консерватизма. По данным ВЦИОМ, уже на уровне школьного образования большинство россиян, имеющих детей или внуков школьного возраста (93%), предпочли бы вернуть традиционный формат обучения полностью. Они объясняют это тем, что очный формат даёт детям общение и социализацию (30%), лучшее качество образования (20%), больше знаний (17%), прямой контакт с учителем (16%), вдобавок родители сами не готовы обучать детей на уровне педагогов (14%).

Тем временем на фоне неутихающей пандемии вузы полностью интегрировали онлайн–формат в систему профессионального образования. Приёмные кампании высших школ, что называется, с порога встречают онлайном. Впрочем, подобную форму приёма документов начинали внедрять и до пандемии в СПбГУ, ВШЭ и РАНХиГС.

Директор Института бизнеса и делового администрирования (ИБДА) РАНХиГС Сергей Мясоедов рассказал "ДП", что уже после объявления пандемии структуры академии и бизнес–школы перешли в онлайн буквально за неделю. Это стало возможно благодаря тому, что на протяжении 10 лет вуз прорабатывал пути интеграции традиционного и дистанционного образования начиная с курсов повышения квалификации. В то же время не всякий онлайн можно сравнить с полноценным очным образованием:

"Качественное онлайн–образование начинается там, где профессор вживую с вами говорит через любую платформу, например Zoom, то есть сохраняется возможность прервать преподавателя и задать вопрос. Главной составляющей онлайн–образования является элемент интерактивности. При этом сложно добиться качественного обучения через экраны телефонов. Лучше для этого иметь широкоформатный дисплей. Чтобы добиться эффекта присутствия и большей вовлечённости в предмет".

Директор цифрового сервиса для вузов Skyes by Skyeng Виолетта Усанова считает, что разделять онлайн– и офлайн–образование вовсе не следует: "Главное — какой результат человек получил и чему научился. Я как работодатель позитивнее отношусь к людям, которые учатся и любят учиться вне зависимости от формата. Большинство нашей команды работает удалённо, поэтому я приветствую онлайн–образование кандидата. Для меня это означает, что он уже умеет организовывать своё время онлайн".

Конкуренция заставит

Более того, в разговоре с "ДП" Виолетта Усанова отметила, что работодатели, отвергающие кандидатов с онлайн–образованием, однажды исчезнут, просто потому что не выдержат конкуренции. "Да, офлайн–форматы по–прежнему актуальны и необходимы в обучении конкретных специалистов, как, например, врачей, но в ряде других профессий рынок всё больше ориентируется на быстрое и качественное приобретение конкретного навыка, — отметила она. — Поэтому онлайн конкурентоспособен, а порой, как, например, в случае со многими IT–специальностями, является единственной возможностью получить недостающие знания".

Генеральный директор консалтинговой компании Paragon Consulting Марина Третьякова рассказала "ДП", что дипломы ВШЭ, МГУ, СПбГУ и других рейтинговых учреждений ещё долго будут привлекать внимание и иметь больший вес на рынке труда. Это связано с тем, что уровень образования в этих учреждениях выше уровня любой edtech–компании, а значит, выше и доверие к ним. Хотя, по оценке эксперта, отношение работодателей к онлайн–обучению постепенно меняется в положительную сторону.

"Это заметно и в нашей сфере. В консалтинге заказчики, запрашивая резюме команды, которая будет участвовать в проекте, обращают пристальное внимание на вуз и факультет специалистов. Для них это критически важно. Однако это относится далеко не ко всем профессиям. Существуют специальности, по которым в принципе не существует образования в классических университетах. Это разного рода программисты, дизайнеры, SMM–специалисты, менеджеры по продукту и так далее. В таких сферах никто не смотрит на диплом вуза, потому что его может не существовать. Смотрят на курсы от известных платформ или известных экспертов в области, смотрят на кейсы, которые в том числе можно наработать в течение обучения. Для этих специальностей онлайн–курсы — отличный способ войти в профессию с нуля или переучиться из другой профессии".

Эксперт полагает, что в постковидном мире будущего будет много гибридных форм: как в самом бизнесе, так и в образовании в топовых вузах. В конечном итоге смешение онлайн– и офлайн–образования придаст позитивный синергетический эффект для системы образования в целом. Если сейчас онлайн–образование относится к практической части, а офлайн — к теории, то совмещение этих двух форматов образует полноценный практико–ориентированный подход.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама