Петербургский автопром увеличил продажи почти на треть

В минусе по итогам полугодия оказался только Nissan.

Российские автодилеры в январе–июне продали 170 811 новых легковых автомобилей, собранных в Санкт–Петербурге. Это на 29% больше, чем за первые 6 месяцев прошлого года, подсчитали в аналитическом агентстве "Auto–Dealer–СПб".
Два из трёх автозаводов, расположенных в Петербурге, — Hyundai и Toyota — упрочили свои позиции. Nissan пока остаётся в минусе.
По данным агентства, топ–3 самых популярных в стране машин петербургской сборки выпускает автозавод "Хёндэ Мотор Мануфактуринг Рус" (ХММР). Возглавляет рейтинг Kia Rio: россияне приобрели 44 750 автомобилей этой модели, что на 24% больше, чем за первые 6 месяцев прошлого года.
За ней следуют Hyundai Creta (+31%, 38 800 шт.) и Hyundai Solaris (+82%, 33 541 шт.). Эти три модели также входят в топ–5 самых продаваемых в России новых легковых автомобилей, по версии Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), уступая только Lada Granta и Lada Vesta.
В середине рейтинга расположился петербургский завод филиала "Тойота Мотор". По оценке "Auto–Dealer–СПб", внедорожник RAV4 нарастил продажи на 19% (до 19 103 шт.), седан Camry — на 31% (до 14 916 шт.).
"Ниссан Мэнуфэкчуринг Рус" (НМР) за минувшие полгода снизил продажи всех трёх моделей, выпускаемых в Петербурге. Кроссовера Qashqai — на 6% (до 9 654 шт.), внедорожника X–Trail — на 3% (до 8 855 шт.), нишевого Nissan Murano — на 11% (до 1 192 шт.).
Стоит отметить, что минувшие полгода ознаменовались сменами двух топ–менеджеров на местных автозаводах. Генеральным директором ХММР с 1 января 2021 года назначен Джу Сучуон, который сменил на этом посту Сона Кёнгсу. А в марте сменился генеральный директор НМР: предприятие возглавил Евгений Шевелёв. Его предшественник Игорь Бойцов продолжил работать в альянсе в другой должности. Очевидно, что новым топ–менеджерам предстоит укрепить позиции компаний.

Хуже рынка

Показатели петербургских автозаводов в целом хуже, чем в среднем по стране. По оценке комитета автопроизводителей АЕБ, в первом полугодии продажи новых автомобилей и лёгких коммерческих автомобилей в России выросли на 36,9% и достигли 870 749 шт. Это также на 5,1% больше, чем в первом полугодии доковидного 2019–го.
В топ–25 самых продаваемых в стране новых легковушек по итогам полугодия вошли шесть из восьми машин петербургской сборки. В нём нет двух моделей — Nissan X–trail и Murano.
Динамика рынка превышает ожидания, отмечает председатель комитета автопроизводителей АЕБ Томас Штэрцель. По его мнению, рынок поддержала отсрочка повышения утилизационного сбора, поскольку это помогло сдержать рост цен.
"Ситуация с COVID–19 ухудшается, но мы надеемся, что полного локдауна удастся избежать. Несмотря на сложности с поставкой полупроводников и повышение цен на металл, нам представляется, что удастся не допустить резкого падения продаж в 2021 году и в ближайшие месяцы мы увидим коррекцию", — полагает Штэрцель.
В этой связи комитет автопроизводителей АЕБ обновил годовой прогноз продаж. По его оценке, в 2021 году в России будет продано 1,756 млн легковых и лёгких коммерческих автомобилей (на 9,8% больше по сравнению с предыдущим годом). Ранее ассоциация ожидала годового прироста всего в 2,1%.

Петербургский бум

Спрос на автомобили продолжает превышать предложение, о чём свидетельствуют и результаты продаж новых легковых автомобилей в Санкт–Петербурге. По оценке "Auto–Dealer–СПб", в первой половине года автодилеры города реализовали на 55% больше новых легковых и лёгких коммерческих автомобилей (84 045 шт).
Рейтинг впервые за последние 10 лет возглавила Lada. Прежний лидер — Kia — переместился на второе место.
При этом июнь стал лучшим месяцем по объёму продаж с начала года, в этом месяце в Петербурге купили на 43% больше автомобилей, чем в июне 2020–го.
Причина такого месячного прироста в том, что в прошлом июне автосалоны открылись после локдауна только на второй неделе. Отсюда более низкая база годичной давности, напоминает ведущий эксперт "Auto–Dealer–СПб" Евгений Еськов. По его мнению, на позиции брендов в лидирующей группе в первую очередь продолжает влиять дефицит комплектующих.
"В последние месяцы он особо остро отразился на Kia, поэтому марка не только уступила лидерство, но и рискует в ближайшие месяцы опуститься на третье место", — говорит аналитик.
С другой стороны, те бренды, которым удаётся поддерживать объём поставок, улучшают свои позиции в рейтинге.
"Не исключено, что уже по итогам трёх кварталов в первой десятке мы увидим Chery", — предполагает Евгений Еськов.
Аналогичное мнение высказывает директор по развитию ГК "Прагматика" Александр Шапринский. По его словам, автохолдинг смог увеличить за 6 месяцев продажи на 48% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Дефицит и отсутствие государственных программ поддержки авторынка по–прежнему остаются факторами, остро влияющими на динамику продаж, говорит Александр Шапринский. На складах у дилеров находится небольшой объём ликвидных комплектаций автомобилей, а в наличии — ограниченный ассортимент машин.
"Проблемы с поставками не позволяют рынку расти, приводят к росту цен и нервозности. Вероятнее всего, такое состояние отрасли продлится до конца этого года", — полагает топ–менеджер "Прагматики".
По отдельным моделям Lada и Kia ожидается улучшение ситуации в сентябре–октябре, но есть ощущение, что дефицит некоторых комплектаций сохранится до первых месяцев 2022 года, добавляет собеседник "ДП".
Такая ситуация на рынке новых автомобилей по–прежнему вынуждает некоторых покупателей уходить в сегмент машин с пробегом, где можно найти относительно свежий альтернативный вариант с похожими характеристиками.