Скандал с двойниками взбодрил кампанию по выборам в Петербурге

Автор фото: ТАСС

Неимоверно скучные выборы немного взбодрил скандал с двойниками, выдвинутыми против Бориса Вишневского. Однако смысл применения этой технологии, которая часто даёт сбои, не очень понятен.

Двойники — самая яркая вследствие очевидности и понятности политтехнология. Первый случай с использованием кандидатов–однофамильцев приписывается выборам в ЗакС Петербурга еще в 1998 году.

Атака клонов

Против восьми оппозиционных депутатов были выдвинуты однофамильцы. В том числе — в округе тогдашнего и.о. спикера и будущего главного эсера Сергея Миронова. Более того, его двойником, по свидетельству СМИ, был смуглый "афророссиянин", трудящийся грузчиком.
Технология, однако, имела обратный эффект: вместо того чтобы запутать избирателей и растянуть голоса настоящего кандидата, она мобилизовала электорат. Об этой диковинке писали тогда все СМИ города, и в результате каждый горожанин знал — есть восемь честных депутатов, против которых применяется беспрецедентный чёрный пиар. Все, у кого в округах были выдвинуты двойники, победили, многие даже в первом туре. Настоящий Миронов, в частности, набрал 70% голосов.

Хорошо забытое старое

Это надолго дискредитировало технологию, по крайней мере в Петербурге, однако в 2016 году она была реанимирована. В думском округе против Оксаны Дмитриевой были выставлены две однофамилицы: Оксана Владимировна Дмитриева от "Гражданской силы" и Олеся Михайловна Дмитриева от партии "Зелёные". Они получили 4,7 и 2,2% соответственно, а настоящая Дмитриева — 23,9%. При этом победителем стал единоросс Михаил Романов с 31,3%. Вероятно, если бы не двойники, отставание Дмитриевой от него сократилось бы до 0,5%, или 600 голосов, которые теоретически можно было бы попытаться отбить в суде, аннулировав результаты хотя бы по нескольким участкам. Соответственно, получается, что в этот раз технология сработала почти идеально.

Новофамильцы

"Новая газета" изучила биографии двух "лжевишневских", один из которых выдвинулся в том же думском округе, где пойдёт оппозиционер, и вдвоём — в том же заксовском. По утверждению издания, никому не известный ранее Борис Иванович Вишневский на самом деле является сменившим перед выборами имя и фамилию Виктором Ивановичем Быковым — соратником вице–спикера ЗакСа и депутата "Единой России" Сергея Соловьёва. А Борис Геннадьевич, скорее всего, в прошлом был бизнесменом Алексеем Геннадьевичем Шмелёвым. Аутентичный Борис Лазаревич Вишневский комментирует выдвижение спойлеров–однофамильцев коротко: "Как же Смольному страшно!"
Теоретически Сергей Соловьёв может быть заинтересован в оттягивании голосов у Бориса Вишневского, так как оба они баллотируются в Думу по 216–му округу. Однако сложно предположить, чтобы единоросс серьёзно опасался конкуренции с его стороны и пытался таким образом повлиять на исход выборов. Смольному тоже вряд ли придёт в голову бороться с Вишневским в округе, так как основные шансы на прохождение в ЗакС он имеет как лидер списка "Яблока".

Даже наоборот

Специалисты скептически оценивают потенциал этого метода борьбы. Политтехнолог Андрей Таннер считает: "Наоборот, это даже может быть выгодно за счёт обсуждения в публичном поле. Поэтому конкретно депутату Борису Вишневскому это ничем не грозит, неважно, сколько двойников против него выставят. Другой вопрос, если двойников зарегистрируют, под эту технологию может работать избирком. Но действительно сильному кандидату с определённой степенью известности бояться нечего, а против слабого её не станут использовать".
Политолог Дмитрий Солонников также убеждён, что случай с Вишневскими скорее работает как информационный повод для мобилизации электората, а настоящему Борису Вишневскому придаст импульс в формировании имиджа "гонимого властью оппозиционера". Политолог уверен, что даже если двойники всё–таки будут зарегистрированы, то оторвать много голосов им вряд ли удастся.
"Двойники могут работать, когда выдвигается известный человек, но напрямую с территорией не связанный, тогда это путает избирателей", — добавляет он.
Социолог Владимир Сократилин отмечает, что технология двойников на выборах не является ключевой. Правила игры исходят от самой власти, а их суть проста — побеждает согласованный кандидат: "У нас есть некая система, которую Владислав Сурков когда–то назвал “суверенной демократией”. Не важно, как мы относимся к этой системе, её отличает то, что на выборах побеждает согласованный персонаж. Соответственно, все технологии направлены на то, чтобы несогласованные лица не участвовали в выборах либо не побеждали. Так с губернаторских выборов снялся Владимир Бортко, так свернул свою кампанию и МаксимРезник".
Логика выдвижения двойников Вишневского, по мнению Владимира Сократилина, проста: противники оппозиционера пытались показать своим кураторам, что они прилагают усилия к ведению кампании и не даром проедают предвыборные бюджеты.

Техника списывания

Однако нужно иметь в виду, что двойники не работают там, где общество интересуется выборами и СМИ активно их освещают. Там же, где всё скучно и тоскливо (как у нас сейчас), многие избиратели могут действительно запутаться, не будучи заранее проинформированными о такой ловушке.
Кроме того, прецедент с высоким результатом голосования за двойников Оксаны Дмитриевой может объясняться не только тем, что люди ошибались, ставя галочки в бюллетене. По мнению некоторых экспертов, если с настоящей Дмитриевой при подсчёте результатов списывали голоса, то технически проще было накидывать их двойнику, а не какому–то третьему кандидату. Поскольку "ошибиться" и положить бюллетень, поданный за одну Дмитриеву, в стопку бюллетеней за другую, гораздо безопаснее, чем в стопку условного Иванова.
Возможно, в этом же есть и практический смысл выдвижения двойников против Вишневского. Если предположить, что в планах стоит снятие списка "Яблока" с выборов и одновременная борьба с ним на округе. Впрочем, снимать весь список — слишком большой скандал, на который вряд ли кто–то решится, говорят эксперты. А если список останется, то борьба на округе теряет смысл и версию Владимира Сократилина следует признать наиболее правдоподобной.