Бесконечная история: власти не спешат с восстановлением Выборга

Автор фото: Сергей Ермохин
Автор фото: Сергей Ермохин

В условиях пандемии Выборг оказался единственной доступной россиянам Европой. И предстал перед их глазами всеми своими руинами. Реставрация старого города идёт, но кажется такой же бесконечной, как и его история.

Недавно завершилось проектирование застройки 17–го квартала района Линноитус (известен как квартал Солберга). Он образован улицами Крепостной, Красноармейской, Сторожевой Башни и Красина. Из семи зданий, прежде стоявших на этой территории, шесть являлись памятниками. После того как в 2013 году там произошло частичное обрушение, большую часть квартала снесли. Часть конструкций, впрочем, уцелела, и их решено было сохранить.
Подряд на противоаварийные работы и временное благоустройство на 25,6 млн рублей в 2018 году достался компании "Союзстройреставрация", которую возглавляет зампред петербургского ВООПИиК Антон Иванов. Эта консервация была выполнена.

На вражеские не строим

Сейчас территорию хотят приспособить под театрально–развлекательный комплекс, восстановив старые фасады. Контракт на 177 млн рублей на проектирование был заключён в апреле 2020 года Фондом инвестиционных строительных проектов Санкт–Петербурга с ООО "Архитектурное бюро “Студия 44”" Никиты Явейна. Срок оказания услуг — 24 месяца.
Петербургский фонд фигурирует в качестве заказчика в связи с тем, что проектирование шло на деньги, выделенные Новым банком развития БРИКС. Эта структура создана странами БРИКС после введения западных санкций. Прежде деньги хотели одолжить у Международного банка реконструкции и развития (который, напомним, ранее собирался участвовать в проекте застройки дворов Русского музея), но с базирующейся в Вашингтоне институцией не договорились.

Сложнее Калининграда

Проект "сдаётся в экспертизу", рассказал "ДП" Явейн. Зодчий назвал его одним из "тяжелейших" в своей работе. Он сложнее, чем новая застройка в Калининграде, которой тоже занималась студия, поскольку "там нет памятников". "(Здесь) реставрация всего, что сохранилось. Воссоздание всего, что не сохранилось. А ещё это театр, музей, молодёжный клуб", — рассказал архитектор. По его словам, к строительству планируют приступить в следующем году.
По данным областной администрации, в квартале разместится театр "Святая крепость" (бывший Ленинградский областной театр кукол) с многофункциональным залом на 400 мест, что довольно много (вместимость Эрмитажного театра в Петербурге — 250 мест). Фасады по улице Сторожевой Башни будут воссозданы, а остальные отреставрированы.
В рамках проекта будет также реконструирован бывший дом губернского правления, расположенный в соседнем квартале, по другую сторону улицы. Его рассчитывают приспособить под гостиницу. Напомним, нечто подобное, с объединением нескольких старинных зданий в единый проект и превращением их в молодёжный центр, планировали сделать в Петербурге на Тележной улице, но дело ничем не закончилось.
В 2017 году губернатор Александр Дрозденко оценивал средства, необходимые на восстановление 17–го квартала, по разным источникам, в 1,5–2,5 млрд рублей. В 2018 году было достигнуто соглашение с Новым банком о выделении на него 1,8 млрд рублей, из которых около четверти должны составить деньги бюджета. Из региональной казны потратятся на благоустройство территории вокруг центра и коммуникационные сети.

Лучше штрафами

Неподалёку, на Крепостной улице, располагается ещё одна известная руина в центре города — дом Говинга.
Здание пришло в аварийное состояние из–за того, что долго стояло заброшенным и несколько раз горело (при этом сохранились нижние этажи). Весной нынешнего года Выборгский городской суд постановил изъять её у собственника ООО "СК “Северо–Запад”". Но по закону это можно сделать только на возмездной основе — путём выплаты ему компенсации.
Глава областного комитета охраны памятников Владимир Цой высказывал мнение, что эта компенсация "не может быть больше 1 рубля", и называл случай прецедентным. Между тем, как сообщал "ДП", в Петербурге подобная попытка изъятия уже была и не закончилась ничем. Ещё в 2015 году арбитраж удовлетворил иск КГИОП об изъятии к собственнику участка с полуразрушенным зданием (это был постоялый двор Слепушкина) в Усть–Славянке. Здание до сих пор не изъято, так как стороны не договорились о компенсации.
Городские власти не спешат освобождать собственника от заботы о постройке, пришедшей при нём в плохое состояние, да ещё и платить ему какую–то существенную сумму. Поэтому комитет Смольного больше не требует изъятия других зданий, а придерживается тактики нарастающих штрафов за неисполнение охранных обязательств. "КГИОП намерен отстаивать необходимость стимулирования ОАО “Технопарк” к передаче памятника в собственность Санкт– Петербурга посредством установления судебной неустойки", — говорила "ДП" пресс–секретарь КГИОП Ксения Черепанова.
"Изъятие дома бывшего книготорговца Говинга завершится, когда вступит в силу соответствующее решение суда. Мы рассчитываем, что вопрос решится до конца этого года. О сумме компенсации сейчас говорить преждевременно, поскольку заседание суда по этому вопросу ещё не состоялось", — рассказал "ДП" Цой. Тем не менее для проведения первоочередных противоаварийных работ на памятнике правительство Ленинградской области уже выделило из резервного фонда 20,9 млн рублей. Эти работы будут выполнены до конца октября. Одновременно ищут инвестора. К концу года рассчитывают открыть свободный проход по Крепостной улице, ограничить который пришлось с марта 2020 года в связи с аварийностью дома Говинга.

Собрали 3 млрд

Реставрация Выборга идёт много лет, она активизировалась после истории со сносом квартала Солберга. Ранее в областном правительстве сообщали "ДП", что на эти работы из разных источников удалось привлечь более 3 млрд рублей.
За эти деньги смогли провести реставрацию башни Олафа, башни Ратуши, Арсенала, Часовой башни. Среди ещё не законченных работ — комплексная реставрация парка Монрепо и восстановление фасадов старинных зданий по программе капитального ремонта (в рамках этой программы, в частности, воспроизводится старинный декор зданий).
"Работы на историческом ядре парка Монрепо, которые финансируются за счёт займа Международного банка, находятся в завершающей стадии. Мы надеемся, что они завершатся в этом году, включая реставрацию интерьеров Усадебного дома", — говорят в областном правительстве.
Начинание с капремонтом региональные власти считают сейчас самым важным и затратным. Следующими крупными проектами станут консервация и реставрация старого кафедрального собора, а также реставрация с приспособлением выборгского собора доминиканского монастыря.
Театр "Святая крепость" обладает собственным помещением, и далеко не всегда этот театр заполняется. Выборг никогда не соберёт такого количества зрителей на какие бы то ни было регулярные культурные мероприятия, как планируется в 17–м квартале. Вокруг этого квартала нет никаких возможностей создать стоянку. Вся эта затея — филькина грамота. Я уверен, что ничего этого не будет. И так происходит из года в год с каждым из выборгских объектов. Например, за последние 15 лет башня Олафа реставрировалась 12 раз. Сколько вложили в эти реставрации? Уже подходит к миллиарду, ну чуть меньше. История каждый раз одна и та же: выделяются бюджетные деньги, проводится конкурс, его выигрывает компания, в которой ничего нет, кроме залоговой суммы, для того чтобы участвовать в конкурсе. Некая компания создаёт проект реставрации. 18 млн стоит создание только проекта. Начинается реставрация. А потом приезжает Минстрой и говорит: что же вы тут нарисовали в вашем проекте? Это невозможно. Несостоявшийся проект останавливается, и никто эти деньги не возвращает. И после этого объявляется новый конкурс. Так, стоимость реставрации отдельных частей Выборгского замка, думаю, уже превысила стоимость реставрации Колизея.
Андрей Коломойский
выборгский журналист и краевед
В Выборге есть положительная динамика. Правда, она очень медленная. Я за ним довольно активно наблюдаю, за большинством объектов. С каждым из них ситуация немножечко улучшается. Единственная проблема — это дом Говинга, его перспективы пока туманны. На большинство других проблемных объектов есть некие обещания или планы, как их отремонтировать. Монрепо — это повторение опыта Летнего сада. Есть специалисты, которые считают, что всё надо представить в варианте, никогда не существовавшем, другие говорят, что всё должно быть в последнем существовавшем варианте. В этом направлении ломаются копья. Не знаю, каков будет конечный результат, но реконструкцию Летнего сада я, например, не оцениваю однозначно негативно. Некоторые вещи там даже нравятся. Фонтаны, допустим, не раздражают. И здесь теперь уже надо дождаться результата. Владимир Цой тесно связан с Выборгом, он к нему неравнодушен. Учитывая, что он занимает в Ленобласти ключевой пост и влияет на распределение средств на объекты культурного наследия, пока Цой возглавляет этот комитет, наверное, можно ждать дальнейших положительных изменений.
Дмитрий Литвинов
координатор "Живого города"