Дефолт под килем: над верфью "Пелла" сгустились тучи

Верфь "Пелла" сначала анонсировала выплату дивидендов за I квартал 2021 года, а потом дезавуировала своё заявление. Это очередное свидетельство, что завод переживает непростые времена.

ОАО "Ленинградский судостроительный завод “Пелла”" 20 июля сообщило, что не исполнит обязательства перед акционерами — не выплатит промежуточные дивиденды за I квартал текущего года на общую сумму 240,9 млн рублей (390 рублей на каждую обыкновенную и привилегированную акцию).

Ситуация изменилась за полтора месяца

Предприятие ссылается на п. 4 ст. 43 закона "Об акционерных обществах". В нём приведено несколько причин, по которым акционерному обществу запрещено выплачивать дивиденды. Все они финансовые. В частности, запрет начинает действовать, если положение компании отвечает признакам банкротства или если признаки несостоятельности могут появиться по итогам выплаты дивидендов. Ситуация в "Пелле" изменилась буквально за полтора месяца: решение годового собрания акционеров о том, что выплата будет произведена, датировано 4 июня.
Такое с верфью происходит не впервые. Два года назад "Пелла" уже расписывалась в невозможности выплаты дивидендов. Но тогда причина была скорее технической — отсутствие информации о держателях 3%–ного пакета акций ОАО.
Сегодня ситуацию отягощают иски о банкротстве, предъявленные "Пелле". 12 июля машиностроительный завод "Арсенал" подал в арбитраж иск о банкротстве верфи. Заявление не было принято к производству по формальным признакам: истец обратился в суд после того, как истекли 30 дней с момента публикации о его намерениях на Федресурсе.
После этого 16 июля "Арсенал" подал аналогичный иск. Арбитражный суд Петербурга и Ленинградской области его принял, но до 23 августа оставил без движения: машиностроительный завод не приложил к нему подтверждающие требования документы. В карточке дела отражается задолженность "Пеллы", которую истец оценил в 223 млн рублей. Сумма, крайне схожая с той, что верфь планировала выплатить акционерам.
Кстати, на днях иск о признании банкротом дочерней компании "Интро–Пелла" подал крымский судостроительный завод "Море". Он ещё не принят судом к рассмотрению.

Планов громадьё

Основной владелец и руководитель "Пеллы" — Герберт Цатуров (№191 в Рейтинге миллиардеров "ДП" — 2020), которому принадлежит 61,66% её акций. По данным INFOline, в 2016–2019 годах портфель выполненных гражданских заказов завода составил 2,55 млрд рублей (1,5% российского рынка).
Компания ведёт проекты на двух площадках. На исторической территории завода (площадью 13 га в Отрадном Кировского района Ленинградской области) "Пелла" строит морские суда длиной до 50 м с осадкой до 4 м.
На мощностях нового судостроительного комплекса (на границе Отрадного с Колпинским районом Санкт–Петербурга площадью 22 га) возводятся корабли и морские суда длиной до 90 м, шириной до 26 м и осадкой до 6 м, в том числе для Арктики и Северного морского пути.
В прошлом году верфь передала Минобороны РФ малый ракетный корабль и три патрульных катера, а по гражданскому профилю — одно судно–краболов.
В своём годовом отчёте компания сообщает, что до 2025 года намерена увеличивать объёмы выпуска продукции, в том числе за счёт дальнейшей модернизации мощностей и технологий крупноблочного строительства.

Баланс накренился

Однако финансовое положение "Пеллы" с прошлого года является непростым. Как говорится в её документах, в январе 2020 года "Пелла" передала "Сберу" в залог недвижимость и другие активы, оценённые в 5,8 млрд рублей. Хотя в годовой отчётности ОАО за 2020 год отсутствуют сведения о наличии у "Пеллы" действующих кредитов в банках.
"Сбер" не комментирует ситуацию с "Пеллой", сообщили в пресс–службе кредитной организации.
Прошлый год верфь завершила с 19%–ным снижением выручки по сравнению с 2019–м и убытком 1,1 млрд рублей (в предыдущие годы предприятие генерировало пусть небольшую, но прибыль). Впрочем, частично потери удалось компенсировать за счёт работы "дочек". За 2020 год, как следует из бухгалтерской отчётности ОАО "Пелла", поступления от дивидендов дочерних предприятий составили 333 млн рублей против 57 млн годом ранее.
В I квартале 2021 года, судя по отчётности, финансовые показатели ОАО стали выравниваться. Предприятие заработало 259 млн рублей чистой прибыли. Собственно, эта прибыль и стала основанием для несостоявшейся выплаты дивидендов.
Но в предпоследний день I квартала, 30 марта, на "Пелле" произошла трагедия — в процессе достройки перевернулся рыболовный траулер "Скорпион", строившийся по заказу мурманской группы компаний "ФЭСТ". Погибли два человека. Происшествие помимо убытков (ФЭСТ сразу объявила, что не станет принимать судно) нанесло мощный удар и по репутации "Пеллы".

Необычный случай

Вообще, невыплата акционерным обществом дивидендов, одобренных общим собранием акционеров, — редкое явление, говорит исполнительный директор департамента рынка капиталов ИК "Универ Капитал" Артём Тузов.
"Если и совет директоров, и акционеры проголосовали за выплату дивидендов, не состояться она могла, по сути, только по не зависящим от эмитента причинам", — отмечает он.
По мнению Тузова, у "Пеллы" вполне могли возникнуть такие причины. И не обязательно, что они связаны с намерением "Арсенала" обанкротить верфь.
Стоимость чистых активов ОАО на конец 2020 года составляла всего 32 млн рублей при общем капитале 66,5 млрд, указывает эксперт.
"При отсутствии собственного капитала общество фактически обеспечивало свою деятельность за счёт клиентов и банковских кредитов", — подчёркивает он.
Исходя из данных годовой отчётности, кредитором общества является "Сбер", полагает эксперт. Скорее всего, там открыты и расчётные счета верфи.
"Поскольку сумма дивидендов, планируемых к выплате (240,9 млн рублей), приводила бы стоимость чистых активов общества в отрицательное значение (исходя из публичной отчетности за 2020 год), это могло бы создать риски невозврата по кредиту и, предположительно, “Сбер” мог заблокировать выплату дивидендов", — предполагает Артём Тузов.
В "Пелле" сообщили, что осуществят обязательства перед акционерами по выплате объявленных дивидендов "по прекращении обстоятельств, ограничивающих исполнение обязательств перед владельцами ценных бумаг, указанных в ст. 43 закона “Об акционерных обществах”".
Финансовые проблемы сегодня есть у всех верфей. Всем им прошлый пандемийный год не добавил позитива. В гражданском судостроении были проблемы с поставкой импортных комплектующих, с заездом иностранных сотрудников, которые курируют установку этих комплектующих и электронных систем на суда. Существует и кадровый дефицит, который раньше частично восполнялся за счёт трудовых мигрантов, но с прошлого года с этим тоже проблемы. Упомяну и о росте цен на металлы, а судостроение — металлоёмкое производство. Задержки есть по сдаче почти всех рыболовецких судов, и многие заказчики стали выставлять санкции, что тоже не улучшает финансовое состояние верфей. Сегодня ситуация такова, что число заказов не гарантирует финансовую успешность. Лучше других чувствуют себя верфи, которые имеют экспортные контракты, но таких единицы. У верфей, входящих в государственную ОСК и много работающих по гособоронзаказу, такие проблемы тоже есть. Но там есть возможность снизить затраты на общий менеджмент, поскольку головная компания у всех производственных площадок одна. Есть и возможность докапитализации. Этим воспользовался Выборгский судостроительный завод, входящий в ОСК. Единственной в области частной судоверфи — "Пелле" — тяжело, у неё нет тех возможностей, как у ОСК. Хотелось бы, чтобы "Пелла" нашла возможность сохраниться в том виде, в каком она есть сейчас. Но не знаю, какие усилия должен будет предпринять менеджмент.
Игорь Муравьёв
исполнительный директор Союза "Ленинградская областная торгово-промышленная палата"
Предполагаем, что размещение верфью сообщения о неисполнении обязательств перед владельцами эмиссионных ценных бумаг обусловлено поданным в суд заявлением от машиностроительного завода "Арсенал" о признании "Пеллы" банкротом. Факт подачи такого иска свидетельствует о наличии формальных признаков несостоятельности: задолженность должна быть не меньше 300 тыс. рублей, а просрочка исполнения превышает 3 месяца. Если наше предположение о причине неисполнения обязательств эмитента верно, то, вероятно, на момент принятия решения о выплате дивидендов в июне 2021 года признаков несостоятельности, по мнению акционеров, не наблюдалось.
Татьяна Грушко
Директор по развитию бюро юридических стратегий Legal to Business
По информации руководства завода "Пелла", сложная финансовая ситуация на предприятии сложилась в том числе в связи с задолженностью министерства обороны РФ, а также в связи с изменением заказчиком проектной документации и удорожанием контракта на постройку опытового судна для ВМФ на 1,8 млрд рублей. Губернатором Ленинградской области в мае 2021 года было направлено обращение к председателю правительства РФ с просьбой поручить уполномоченным органам разработать и реализовать план урегулирования задолженности.
Пресс-служба Правительства Ленобласти