Еда по абонементу: cервисы подписок захватывают офлайн

Автор фото: vostock-photo

Подписная модель стала распространяться не только в онлайне, но и в офлайн–системах

Сервисы подписок начали распространяться на традиционную розницу и на сферу бытовых услуг. Такая модель взаимодействия продавца с покупателем помогает последним экономить время, а первым — тщательнее планировать расходы и доходы.
Впрочем, пока в России больше распространены подписки на различный контент, и даже за него пользователи не всегда готовы ежемесячно платить. Например, у "Яндекс.Плюс" всего около 8 млн пользователей по всей стране (данные на начало этого года).
Другая крупная экосистема, "Сбер", запустила подписку относительно недавно, в сентябре 2020 года, и тоже пока не может похвастаться значительным охватом. Не обладают большой аудиторией и онлайн–кинотеатры, хотя пандемия и локдаун помогли увеличить выручку таких сервисов в среднем на 50%.
Среднемесячная платящая аудитория онлайн–кинотеатра ivi в декабре прошлого года достигла 4,4 млн пользователей. Платящая аудитория Okko выросла на 136%, увеличившись с 1,1 млн до 2,6 млн пользователей. Подписка в 2020 году принесла компании 69% выручки, составив 3,9 млрд рублей, и это на 52% больше, чем в 2019 году.

Скидка за деньги

За последний год компании из других сегментов рынка также стали тестировать подобные сервисы. Например, "ВкусВилл" запустил ежемесячную подписку на скидку на все товары при каждой покупке. X5 Group также тестирует сервис "Пакет" с подпиской на все продукты компании, который будет давать дополнительные скидки, бонусы и кешбэк, а также бесплатную доставку.
Второй вид подписок — на доставку ежемесячных наборов товаров. Например, в Петербурге есть несколько небольших компаний, которые запустили подписку на цветы — покупатели несколько раз в месяц получают новые букеты, уже давно популярны сервисы, которые привозят продуктовые наборы для приготовления блюд или уже готовые блюда на неделю. Например, по такой модели работает Grow Food.
Зоомагазины также предлагают подписки, например, в Petshop в Петербурге есть функция автозаказа — все необходимые товары для питомца привозят постоянно в одно и то же время. Такие сервисы помогают сократить время на посещение магазина, что особенно актуально для потребителей в ситуации распространения пандемии. Кроме того, такие виды подписок привлекают всё большее количество пользователей, главным образом за счёт возможности максимально упростить выполнение рутинных задач. Поэтому многие другие компании будут тестировать аналогичные сервисы. Но насколько данная модель будет востребована потребителями, станет ясно чуть позже.
В fashion–ретейле подписки встречаются редко. В конце апреля подписную модель AcoolaBox запустил Concept Group.
"Пока данных мало, чтобы говорить о популярности предложения, но мы видим, что определённый интерес к нему есть. Основные преимущества такого способа продаж — это скорость и персонализация. Однако важно помнить, что в сегменте fashion успех такой модели имеет некоторые ограничения касательно размеров, личных вкусов и привыкания. Мы надеемся сформировать правильное предложение для покупателей. Но пока идёт тестирование гипотез и работы алгоритма", — рассказали "ДП" в компании.
В пресс–службе Concept Group подчеркнули, что подписные модели в других отраслях, особенно не имеющих физического продукта, таких как продажа музыкального и видеоконтента, уже показали свою эффективность. В отрасли косметических товаров такие модели тоже набирают популярность. Но в fashion–сегменте такой однозначности нет.
"Наш сегмент завязан на сложившиеся схемы потребления одежды, её роли в жизни потребителя, совпадения предпочтений покупателей по посадке моделей, практики возвратов", — рассказывают в компании о сдерживающих факторах развития сервисов подписки.
В Concept Group уточняют, что основная выгода для компаний, использующих подписку, — это предсказуемость поступлений, а значит, и возможность более точного финансового планирования доходов, а с точки зрения маржинальности выгода будет зависеть от стратегических целей компании.

Транспорт по подписке

Актуален новый сервис и для сервисов по заправке автомобилей. Pump запустил в Петербурге подписку на топливо — первый в России сервис автономной заправки автомобилей.
"В городах люди стремятся автоматизировать повседневные действия и минимизировать временные затраты, и мы даём им такую возможность, — уточняет сооснователь Pump Борис Голиков. — Подписка выводит заправку на новый уровень — автовладельцам больше не нужно ездить на АЗС, мы сами следим за уровнем топлива и наполняем бак по мере его расхода. Таким образом, мы индивидуально настраиваем подписку под каждого пользователя. Уверены, что в ближайшее время спрос потребителей на решение бытовых задач по подписке будет только расти".
Подписки используются и в транспорте. Сервис кикшеринга Urent в июне запустил подписку. Директор по продукту Urent Дмитрий Сушкевич отмечает, что всё больше пользователей стали использовать самокаты для ежедневных поездок от дома до метро или остановок общественного транспорта.
"Подписка нужна тем, кто пользуется нашей техникой регулярно, — с ней платить нужно только за минуты поездки и можно не думать о дополнительных расходах", — уточняет Сушкевич.
Управляющий партнёр B&C agency Марк Шерман отмечает, что для бизнеса подписная модель — это возможность привязать клиента к себе, предлагая ему различные выгодные предложения. Для пользователей это возможность сэкономить на услугах и товарах, так как сервисы обычно не скупятся на специальные предложения, чтобы стимулировать клиентов на продление подписки.
Впрочем, если за рубежом такая система давно востребована и пользуется популярностью, то в России она может не окупиться, подчёркивает руководитель аналитического департамента AMarkets Артём Деев. "Но, учитывая большое количество преимуществ, прогноз для сервисов подписок скорее положительный. Как правило, сейчас подписки используют крупные компании, работающие по принципу экосистем. То есть, приобретая месячный абонемент, клиент получает много дополнительных опций (нужных и ненужных ему)", — говорит Деев.
В будущем компании могут использовать несколько видов подписки, чтобы клиенты могли выбирать необходимые им услуги. Например, кто–то приобретает подписку "Яндекса" исключительно для прослушивания музыки, а кого–то интересуют предложения "Яндекс.Маркета" или партнёров сервиса.
Подписки и далее будут развиваться в разных направлениях ретейла, особенно в ситуации кризиса и серьёзного падения доходов населения, но только при условии, что с их помощью потребители будут получать действительно необходимые сервисы и товары.