Марианна Матюшкина Все статьи автора
15 июля 2021, 07:35 307

Сладкая пилюля: беспрецедентное влияние коронавируса

Фото: Сергей Коньков

Пандемия и либерализация дистанционной торговли — главные драйверы аптечного рынка.

По данным агентства INFOLine, в российском аптечном сегменте под влиянием коронавируса продажи выросли на 7% в денежном выражении при сокращении количества чеков.

Рейтинг аптечных компаний Петербурга — 2021

Рейтинг аптечных компаний Петербурга — 2021

1780
Редакция

По итогам 2020 года рынок не только показал положительную динамику, но и пополнился новыми игроками. "Сбер" ввёл в свою экосистему online–сервис "Еаптека". О том, что на рынке найдётся место многим, свидетельствуют и финансовые показатели — по итогам 2020–го продажи "Еаптеки" увеличились на 96% (до 11 млрд рублей), в том числе за счёт развития мобильного приложения и хабов (аптек с торговым залом и складом для online–продаж). По словам основателя и гендиректора сервиса Антона Буздалина, в 2021 году в Петербурге заработали ещё две точки с пунктами самовывоза на базе отделений "Сбера", также открылся один собственный хаб. В первом полугодии 2021–го выручка выросла на 89% по сравнению с тем же периодом прошлого года (тогда "провис" апрель, но затем рост возобновился, достигнув пика в ноябре–декабре).

В условиях роста стоимости лекарств и снижения уровня доходов покупатели чаще стали фокусировать внимание на ценах, что обусловило рост популярности как сетей–дискаунтеров, так и сервисов дистанционного заказа.

Определённая либерализация дистанционной торговли лекарственными средствами в 2020 году вызвала к жизни различные коллаборации. На фоне растущего интереса потребителей к онлайну в процесс включились сервисы доставки. Осенью Delivery Club совместно с "Все аптеки" запустил доставку безрецептурных средств в столицах, а в конце года его примеру последовала "Яндекс.Еда" вместе со своими партнёрами.

К концу 2020–го юридические лица получили более 350 разрешений на доставку безрецептурных препаратов. По оценкам INFOLine, в 2020 году объём online–продаж в аптечном сегменте достиг почти 138 млрд рублей, доля online–канала — почти 10%. При этом, по словам экспертов, пока основной моделью бизнеса в online всё равно остаётся click&collect (онлайн–заказ с самовывозом).

Рост показателей наблюдается не только у новых, но и у традиционных игроков. По данным AplhaRM, в 2021 году Петербург по количеству аптек вошёл в топ–10 субъектов РФ, а по приросту и вовсе стал лидером, опередив Московскую область и Краснодарский край. "Точек, которые пришлось сократить, нет", — отметили, например, в фармкомпании "БСС". Открывались по новым адресам аптеки под брендами "Невис", "Мелодия здоровья", "Вита" и другие.

Увеличение выручки и рост среднего чека зафиксировали даже в аптечных пунктах частных клиник, для которых эта деятельность совсем не профильная (чаще всего такие точки, расположенные внутри медучреждений, отвечают прежде всего потребностям их пациентов). По словам замдиректора по медицине "СМ–Клиники" Сусанны Чуприной, "динамика продаж сильно зависит от сезона и заболеваемости, в пиковые периоды ОРВИ и коронавирусной инфекции максимальный спрос был на противовирусные препараты, антикоагулянты, антибиотики и витаминные комплексы". В 2021–м аптеки этой клиники показали прирост выручки на 10%, средний чек увеличился на 5–6%. Тренд на ЗОЖ обусловил сохранение интереса к парафармацевтике (подробнее — на с. 10).

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама