Каждый человек, хоть немного знающий государственную машину изнутри, в курсе, что лучший способ угробить любое дело — создать по его поводу рабочую группу. После этого можно раз в полгода проводить бессмысленные заседания, на которых заслушивать доклады, состоящие из мало кому понятных показателей, а затем с чистой совестью писать отчёт в вышестоящую инстанцию.
"Список мероприятий, проведённых в рамках деятельности по реализации выданного вверенному мне учреждению поручения, прилагается".
Люди из бизнес–среды, волею судеб оказывающиеся членами подобных рабочих групп, на первых порах обычно приходят в ужас. Затем, осознав, что существуют в разных парадигмах с одногруппниками, либо впадают в отчаяние, либо пытаются переломить ситуацию в свою пользу.
Самым эффективным методом во втором случае, как правило, оказывается выход на начальника рангом повыше для разговора один на один. Тогда вдруг выясняется, что всё решается не за год, а за неделю, документы подписываются и даже деньги выделяются. Если процесс, конечно, не споткнётся о смежную рабочую группу, созданную по распоряжению другого начальника.
Причём в бюрократической паутине может запросто потеряться не только инициатива "из народа", но и сигнал, поступивший с самых верхов. Например, президентское поручение, которое вообще является довольно странным юридическим феноменом. Это служебный документ, но не нормативно–правовой акт.
Ответственность за его неисполнение не прописана ни в одном законе, но на практике известны случаи, когда попавшие под горячую руку региональные чиновники лишались должностей именно на этом основании. Тексты этих поручений (как правило, состоящие из одной–двух строчек) публикуются на официальном сайте президента РФ, но проследить их прохождение через инстанции и оценить эффективность выполнения возможности нет. В отличие от законопроектов, процесс рассмотрения которых Госдумой максимально прозрачен.
Президентские поручения упоминаются в Конституции (с лета 2020 года — целых три раза), но там же написано, что глава государства имеет право издавать лишь указы и распоряжения. Фактически это материальное воплощение пресловутого ручного управления, на котором у нас всё работает. То есть должно, по идее, работать.
Тем, что его поручения не исполняются в срок, в далёком 2010 году был изрядно недоволен президент России Дмитрий Медведев. Он даже собирал по этому поводу специальное совещание, на котором требовал предоставить ему списки виноватых.
Пытаясь оправдаться, чиновники тогда заявляли, что провели работу над ошибками и теперь в срок выполняется… каждое пятое поручение! Интересно было бы узнать, как дела сейчас. Увы, открытых отчётов, в которых можно было бы найти эти показатели, в природе не существует. К тому же неизвестно, что считается "исполнением поручения" — выпуск внутреннего циркуляра, отчёт о проделанной работе или личная оценка главы государства.
Но вернёмся к рабочим группам. Точнее к слову "работа", лежащему в основе этого словосочетания. Многие уверены, что для большинства чиновников оно означает просто находиться на рабочем месте.
Тогда как для бизнесмена работать — это зарабатывать деньги. Верное по сути, но чересчур упрощающее ситуацию мнение. В конце концов виртуозно сочетать чиновничье смирение с предпринимательской жилкой — российская традиция, восходящая корнями ко временам Петра Первого, а то и более ранним.
Механизм прост, и его устройство — секрет Полишинеля. Чтобы чьё угодно поручение не сгинуло в недрах очередной рабочей группы, а было реализовано, должен найтись человек (и желательно не один), который будет чётко понимать, как на этом заработать. А честно или нет — это уже совсем другой вопрос.